Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Центр профилактики: Учитель должен знать, кто в классе «ботаник», а кто - «подсолнух»

Что становится причиной развития неврозов у школьников и как с ними бороться? О невротизирующих факторах обучающей среды в Городском центре медицинской профилактики педагогам рассказала Ольга Янушанец, д.м.н., заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

26 апреля 2016
Центр профилактики: Учитель должен знать, кто в классе «ботаник», а кто - «подсолнух»
Источник:
clip.dn.ua

- Неврозы – группа функциональных психогенных обратимых расстройств. Провоцирует развитие невроза, как правило, конфликт или ситуация, которая долгое время мешает человеку удовлетворять базовые потребности. То есть невроз – это состояние, в котором человек чувствует угрозу для себя.
Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков всех возрастов, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.

Кого настигает невроз

К неврозам предрасположены дети с повышенным эгоцентризмом, очень впечатлительные, со слабым типом высшей нервной деятельности или с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, а также чрезмерно уверенные в себе и ставящие перед собой зачастую неразрешимые задачи.

Результаты опроса родителей школьников выявили следующие показатели невротизации учащихся по отношению к школе: 

  • раздражительность — 91%
  • страхи — 81%
  • негативные высказывания в адрес школы – 75%
  • трудности с выполнением домашнего задания — 68%
  • трудности понимания учебного материала — 63%
  • физиологические проявления страха, не имеющие медицинского обоснования и не поддающиеся лечению – 49,3%
  • плаксивость — 22,1%
  • нарушение сна — 11,9%. 

То есть по сути школа для ребенка  не является безопасной средой. И количество детских неврозов постоянно увеличивается. Часто говорят, что невроз возникает из-за перегрузки в школе. А что вызывает перегрузку? Ведь ни количество школьных предметов, ни количество часов не увеличилось. С этим еще предстоит разобраться специалистам.

Ботаники и подсолнухи, а также вожди краснокожих

По проявлению тревожности детей можно разделить на три группы. 
1. «Маленькие знайки» - интроверты, которые тревожатся всегда. В детской среде их зовут «ботаниками». Их 22%. 
2. «Подсолнухи» (52%) - центроверты, которые тревожатся по ситуации. Они конформисты и примыкают к большинству. 
3. «Вожди краснокожих» - экстраверты,  составляют третью группу (26%). Им важно взаимопонимание между ними - и классом, ними - и учителем. Это лидеры, считающие, что весь мир существует только для них. Они часто истеричны, гиперактивны. Если им постоянно говорить: «Сиди и молчи!», то невроз не заставит себя ждать.

Учитель должен знать различия детей этих трех конституциональных типов, уметь определять их, чтобы правильно общаться с ребенком. Так пассивному интроверту, который считает, что «я не хуже других», нельзя навязывать роль лидера, перегружать его ответственностью. «Подсолнухи», коих большинство, склонны к разгильдяйству. Здесь девиз должен быть: «Доверяй, но проверяй». А избыток энергии «вождей краснокожих» необходимо постоянно сдерживать, направляя в мирное русло.

У младших школьников и подростков — разные тревоги

У младших школьников к неврозам ведет постоянное беспокойство: я не успеваю за всеми, не понимаю, что объясняет учитель, со мной никто не дружит, меня не берут в игру, учитель не обращает на меня внимание. Не стоит считать его беспокойство блажью. Для ребенка очень важны вопросы дружбы. Если в отношениях что-то не ладится, для него это огромный стресс.

У подростков другие тревоги. Наибольшее беспокойство у них вызывают ситуации, в которых он слышит смех за спиной, он испытывает дискомфорт, когда «на меня смотрят, как на маленького», «сравнивают с другими», «замолкают при моем появлении», «проверяют мои способности». Для подростка стресс - не только сдача экзаменов, но и ожидание родителей с родительского собрания.

Учитель должен представлять особенности сопровождения детей разных конституциональных типов, чтобы знать, какие проявления в их поведении сдерживать, а какие - поощрять. К интроверту должен быть поощряющий, поддерживающий подход. К экстраверту – сдерживающий. А к центроверту следует применить сочетание подходов.

Помогите найти авторитет

Если говорить о формах психолого-педагогического воздействия, то уместно вспомнить о том, кто является авторитетом для ребенка. 

В 7-10 лет самый сильный авторитет - у учителя, его похвала чрезвычайно важна, он не должен допускать сравнения между детьми. 

В 10-12 лет главный авторитет – лидер среди сверстников. Но лидер может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Задача учителя поддерживать правильных лидеров, давать различные поручения в классе с учетом межличностных отношений, учитывать место ребенка в детском коллективе. 

В 12-14 лет авторитетом становятся успешные взрослые – артисты, политики, спортсмены. Дети начинают мечтать об успехе. Но именно в этом возрасте происходит гормональная буря в их организмах. Они страшатся за свое будущее, боятся не справиться с возложенными на них обязанностями. Им надо дать максимальную возможность проявить себя. Например, в волонтерской деятельности. 

В 14-17 лет авторитетом становятся литературные герои, ученые, философы. В этом возрасте начинают волновать экзистенциальные вопросы, проблемы мироздания, поиски смысла жизни. Это возраст суицидов, уходов в секты. Об этом следует помнить. Здесь надо дать возможность ребенку попробовать свои силы в общественной деятельности.

Чем невроз отличается от невоспитанности

По данным врача-невролога Евгении Снеговой, заведующей неврологическим отделением Консультативно-диагностического центра для детей, количество неврозов у детей выросло за последние годы в 60 раз. Растет число неврозоподобных (астенических) состояний. У девочек большинство неврозов развивается в подростковом возрасте, а у мальчиков – в младшем школьном.

Различают виды неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. 

Неврастения – «раздражительная слабость» проявляется в повышенной утомляемости, слабости, снижении работоспособности, нарушении сна, появлении головных болей. Есть даже такое выражение «каска неврастеника», характеризующее типичные боли. Симптомы истерии очень разнообразны, для них характерны театральность, выразительность приступа, потребность в зрителях: все ушли – и приступ прошел.
Невроз навязчивых состояний – это неуверенность в себе, боязнь нового, перемен, различные страхи: одиночества, темноты, насекомых, животных. Развивается очень много фобий – смерти, острых предметов и т. д. Появляется куча навязчивых мыслей, сомнений. Ребенок придумывает себе немыслимые ритуалы, якобы защищающие от грозящей опасности. Например, 30 раз попрыгать на одной ноге, потом на другой, прежде, чем выйти из дома. В критические периоды жизни ребенка (2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет) любой фактор может усилить проявления невроза.

В структуру всех видов неврозов могут входить различные тики. На фоне любого испуга, чаще в 2-4 года, может начаться нервное заикание. Энурез также может развиваться на фоне невроза. Для этого должен быть какой-то провоцирующий фактор - стрессор.

Диагноз «невроз» может поставить только врач. Основное лечение здесь – психотерапия плюс медикаменты, а также физиотерапия, рефлексотерапия. Если говорить о профилактике неврозов, то здесь важно понимание причин их возникновения и своевременное устранение, и, конечно, правильное воспитание. 

© ДокторПитер