СП: С каждым годом льготники тратят на лекарства все больше своих денег

14:31, 28.12.2015 / Верcия для печати / 1 комментарий

Число федеральных льготников уменьшилось за 2 года на 165 тысяч человек. При этом жители страны, в том числе петербуржцы, последнее время все чаще покупают лекарства за свой счет. Счетная палата РФ озвучила основные проблемы в лекарственном обеспечении россиян.

СП: С каждым годом льготники тратят на лекарства все больше своих денег

Число льготников сокращается — расходы на лекарства для них растут

Коллегия Счетной палаты проверила, как использовались государственные средства на лекарственное обеспечение льготников в 2013-2015 годах. По итогам проверок выяснилось, что ежегодно россияне тратят все больше своих личных денег на лекарства — сейчас это уже 74% всех расходов на лекарства. В прошлом году по сравнению с 2012 годом объем личных расходов на лекарства вырос на 154 млрд. рублей (почти на 26%) и составил 752 млрд. рублей. Прирост отмечен практически во всех регионах, Петербург — оказался в числе лидеров по личным тратам жителей на лекарства. Из государственных источников на лекарственное обеспечение в 2014 году потратили 262 млрд. рублей, в том числе из средств ОМС 126 млрд. рублей и ассигнований федерального бюджета более 100 млрд. рублей. На лекарственное обеспечение льготников из средств федерального и региональных бюджетов было направлено 58,4 млрд. рублей. Но как отмечают в Счетной палате, число льготников постоянно уменьшается — в 2014 году по сравнению с 2012-м оно снизилось на 165 тысяч человек. «Более 76% граждан отказались от получения лекарств в пользу денежной компенсации, что может свидетельствовать о проблемах в доступности льготных лекарств», - сообщил на коллегии аудитор Александр Филипенко.

Регионы работают по своим перечням лекарств и по своим ценам

При этом до сих пор нет системы единого перекрестного персонального учета региональных и федеральных льготников, а также требований к перечню лекарств для региональных льготников — каждый регион устанавливает их самостоятельно. Из-за этого одни и те же льготники могут входить в оба списка и получать «двойные» льготы.

- С 2012 года вступило в силу новое законодательство. Времени для урегулирования этих вопросов прошло достаточно. Однако жалобы, путаница с категориями льготников, высокая доля отказов от лекарственных препаратов свидетельствует о том, что в обеспечении граждан существует ряд нерешенных вопросов и проблем, - сказал Александр Филипенко.

Кроме того, как утверждают эксперты, до сих пор не утверждены стандарты медпомощи и их стоимость для большинства болезней. Как сообщил аудитор, с 1 января 2013 года полный тариф включает в себя прямые расходы (зарплата, лекарства, расходные материалы, амортизация оборудования) и косвенные (коммунальные платежи, услуги связи, транспортные затраты). При этом Минздрав не установил, какую долю составляет каждая статья затрат. «Это создает риски того, что, несмотря на рост средств ОМС, на фоне роста косвенных затрат регионы будут сокращать зарплаты и закупки лекарств, чтобы не формировать кредиторку», - отметил аудитор. Также в программе госгарантий бесплатной медпомощи не прописаны требования к формированию региональных перечней бесплатных лекарств — получается, что регионы создают свои перечни без привязки как к стандартам медпомощи, так и к перечню жизненно важных и необходимых лекарств (ЖНВЛП) — в отличие от других лекарств, цены на препараты из перечня ЖНВЛП контролирует государство. Региональные перечни лекарств, выписываемых в поликлиниках, тоже отличаются в разных регионах - от 232 препаратов в Иркутске до 768 в Туле. По мнению аудиторов, это приводит к тому, что льготники, получающие бесплатные лекарства в больницах, не смогут потом получить их на этапе амбулаторного лечения.

До сих пор не все регионы соблюдают упрощенную схему выдачи наркотических и психотропных лекарств, утвержденную приказом Минздравом, и продолжают выдавать такие препараты только по решениям врачебных комиссий.

Нашли аудиторы и нарушения закона о контрактной системе при закупках лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП и имеющих предельную зарегистрированную отпускную цену производителя, — это происходило как в региональных, так и в федеральных клиниках. К примеру, СЗФМИЦ имени В.А.Алмазова заключил контракт на закупку лекарственного препарата по цене 10118,4 рубля за штуку, что на 1382,28 рубля выше зарегистрированной цены с учетом НДС (7 941,93 рубля).

Деньги на лекарства есть, но субъекты РФ их не получают

В Счетной палате отметили и неэффективную систему планирования межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год: Минздрав перечисляет трансферты в основном в четвертом квартале года, из-за чего у субъектов по полгода нет денег на закупку лекарств. «Например, из 3,5 млрд. рублей, предоставленных в 2014 году на закупку противотуберкулезных препаратов, регионы успели использовать до конца года только чуть более 1,5 млрд. рублей (менее 50%). При этом возврат подтвержденных остатков осуществляется не ранее апреля-мая следующего года», говорится в докладе СП. Так, по данным аудиторов, в Пермском крае объем неиспользованных средств, выделяемых для доставки, учета и хранения лекарств для лечения пациентов по 7 нозологиям, на 1 января 2015 года составлял почти 53 млн. рублей. Но все равно, в этом году Минздрав перечислил региону еще 28 млн. рублей. Аналогичная ситуация выявлена и в других регионах, в том числе в Петербурге.

Как сообщают в Счетной палате, есть серьезная проблема доступности лекарств для жителей сельской местности - в 90% сел нет ни аптек, ни аптечных пунктов. «В этих условиях, - отметил Александр Филипенко, - купить лекарства можно только в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах). При этом из 34 тысяч ФАПов лицензию на фармдеятельность имеют только чуть более 26 тысяч. Более того, даже при наличии у ФАПа лицензии реализация лекарств может не осуществляться из-за их отсутствия. При этом Росздравнадзор формально подходит к проверке ФАПов и вопросы доступности лекарств не оценивает».

Орфанные заболевания в регионах лечат, как хотят

Проверка лекарственного обеспечения пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями показала, что по 5 из 24 редких болезней нет стандартов медпомощи. «На каких основаниях осуществляется лекарственное обеспечение этих больных, неясно», - отмечают в Счетной палате. По остальным болезням стандарты есть, но половина препаратов из них в перечень ЖНВЛП не входит, поэтому регионы их не закупают. «Это приводит к срыву регионами лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями. Из 12 тысяч больных лекарства получают только 5 тысяч человек. Доля больных, получающих терапию, в Калининградской области составляет около 30%, в Пермском крае всего 22%», - говорят аудиторы. Кроме того, регионы вовремя не вносят в федеральный регистр пациентов с 7 нозологиями информацию о выбывших больных — получается, что число пациентов в регистре не совпадает с числом пациентов, находящихся в федеральном статистическом наблюдении. В некоторых регионах эти показатели отличаются в разы. «Это создает предпосылки к неэффективному распределению Минздравом соответствующих ассигнований», - подчеркнул аудитор.

Контроля Росздравнадзора недостаточно

Как отмечают в Счетной палате, по 178-ФЗ, контролировать обеспечение лекарствами федеральных льготников должен Росздравнадзор, но таких полномочий у него нет. «Это приводит к тому, что мониторинг осуществляется только по четырем из девяти категорий граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарствами. Соответственно информация Росздравнадзора, о том, что на конец августа 2015 года на отсроченном обслуживании находилось более 10 тысяч рецептов, не может быть достоверной, так как она не охватывает все категории льготников», - констатируют в СП. Не может быть достоверным и мониторинг Росздравнадзора ассортимента и цен на жизненно важные препараты в аптеках. Проверка Счетной палаты показала, что вместо 50% аптек в мониторинге участвует менее 20% в целом по стране. «Кроме того, Росздравнадзор обязан контролировать реализацию в регионах лекарственных препаратов, централизованно закупаемых Минздравом. Однако Минздрав не предоставляет Росздравнадзору сведения о передаче лекарственных препаратов регионам, что затрудняет контроль за их целевым и своевременным использованием», - заключают в Счетной палате. Отсутствие контроля приводит также к тому, что в регионах стоимость льготных рецептов на одного человека серьезно отличается. В 2015 году норматив финансовых затрат в месяц на одного льготника на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов составляет 707 рублей (в 2014 году — 671 рубль). За 1 полугодие 2015 года минимальная стоимость рецепта была отмечена в Крыму - 550 рублей, а максимальная - в Северо-Кавказском федеральном округе - почти 2 тысячи рублей.

© Доктор Питер

Рубрики: Права пациента, Фармакология

1 комментарий Оставить комментарий

Величайшее открытие сделала счетная палата !!

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

  • "Нарвская", клиника
    Наблюдалась в данной клинике у врача Султанбековой Л.Н. по беременности.Врач очень внимательный,все скрининги тоже у нее делала.Всю беременность...
    5.0 Отзыв от 8 апреля 2020 г. 10:09
    Читать дальше
  • Институт красоты «Галактика»*****
    У Игоря Дмитриевича делала абдоминопластику с удалением пупочной грыжи и липосакцию боков. Хирурга выбирала очень тщательно, я просмотрела очень...
    5.0 Отзыв от 7 апреля 2020 г. 17:58
    Читать дальше
  • ЛОР клиника доктора Коренченко
    Делали лазерную редукцию аденоидов в "Клинике доктора Коренченко" у Потаповой Инны Сергеевны. Настрой врача очень важен и я очень...
    5.0 Отзыв от 5 апреля 2020 г. 20:09
    Читать дальше
Читать все отзывы
Читать дальше

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×