Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что защитит петербургских медиков от крымской трагедии

Вооруженный мужчина прямо на территории подстанции убил двух медиков «Скорой помощи», двоих серьезно ранил. Очередная трагедия на этот раз произошла в Крыму. А Петербург еще не забыл о трагедии в больнице РЖД — в сентябре недовольный пациент убил заместителя главного врача у него же в кабинете. Повлияли ли эти трагедии на организацию охраны петербургских клиник и врачей, выяснял «Доктор Питер».

28 сентября 2015
Что защитит петербургских медиков от крымской трагедии
Источник:
Сергей Коньков/ ДП

В субботу, 26 сентября, на подстанции скорой помощи №2 в Симферополе вооруженный мужчина расстрелял медиков. Двое — 30-летняя фельдшер и 55-летняя санитарка, у которой осталось трое детей, — погибли. Еще два фельдшера — в больнице. Как сообщило сегодня, 28 сентября, министерство здравоохранения Республики Крым, состояние выживших медиков улучшается. «Состояние 42-летнего фельдшера, которого после огнестрельного ранения в шею и голову прооперировали, стабилизировано, но по-прежнему остается тяжелым, он вышел из состояния комы. Для дополнительной консультации в Симферополь прибыли специалисты из Москвы. 21-летняя фельдшер, раненная в предплечье, получает необходимую медицинскую помощь в условиях отделения травматологии Симферопольской клинической больницы скорой помощи №6, ее состояние оценивается как средней степени тяжести, опасности для жизни не представляет», - сообщают в минздраве республики.

Как пишут СМИ, сегодня на похороны погибших женщин пришли сотни крымчан — гробы поместили на кареты скорой помощи и проводили под звуки сирен «Скорой». На поиски подозреваемого в совершении преступления  — 55-летнего симферопольца Бекира Небиева брошены силы нескольких силовых ведомств. Мотивы его поступка пока неясны — одной из основных версий считают месть за неправильное лечение. 

Напомним, совсем недавно аналогичная трагедия произошла в Петербурге — в Клинической больнице РЖД на проспекте Мечникова. И там тоже причиной расправы над заместителем главного врача по хирургии Александра Ремизова, смертельно раненого у себя в кабинете, называют месть недовольного пациента. В этом году еще несколько случаев нападений на медиков произошли в городе. В начале года пациент неврологического отделения больницы в Выборге пытался задушить медсестру. В мае хирургу Сестрорецкой больницы перед операцией угрожали пистолетом — тоже на территории медучреждения. На врачей службы скорой помощи нападения совершаются с пугающей регулярностью.

Врачи просят защиты

Медики уже давно просят защитить их от неадекватных пациентов. Особенно часто такие просьбы поступают как раз от врачей «Скорой». Так, в конце прошлого года в Москве они обратились к правительству с петицией, в которой требовали оснастить бригады электрошокерами и защитными касками. В мае уже петербургские медики опубликовали петицию о введении уголовной ответственности за оскорбления, угрозы и нападения на медиков при исполнении ими служебных обязанностей. Сегодня, в связи с произошедшей трагедией, представители власти заговорили даже о выдаче травматического оружия сотрудникам скорой помощи — не всем, конечно, а прошедшим специальные курсы. В общем, тема защиты врачей обсуждается давно, но пока никаких серьезных изменений в законодательстве нет. Врачи уверены, они могли бы их защитить.

Сразу после совершения преступления все медицинские учреждения Крыма были взяты под охрану полиции, но, как заявили власти, это временная мера. В планах — оборудовать медучреждения полуострова тревожными кнопками, установить системы видеонаблюдения и вооруженную охрану, что потребует, естественно, времени и денег.

На петербургские подстанции посторонним вход воспрещен!

«Доктор Питер» попытался узнать, как медики петербургской «Скорой» защищены от неадекватных пациентов и преступников? Как выяснилось, то, что после трагедии намерены сделать в Симферополе, в нашем городе давно есть: 

- Все подстанции скорой помощи оборудованы тревожными кнопками, - объяснил «Доктору Питеру» заведующий подстанции СП в Красногвардейском районе Андрей Щуров. - Их четыре: две — «носимые», две — стационарные, расположенные на двух постах. Попасть в здание подстанции непросто — территория огорожена забором, для въезда автомобилей ворота оборудованы автоматическими системами с контролем доступа. Наружное видеонаблюдение позволяет видеть все, что происходит за пределами здания, и всех, кто хочет в него попасть. Посторонних не впускают. 

Как рассказал Андрей Щуров, когда в Петербурге общественники, по примеру аналогичных общественных организаций Москвы, попытались организовать «подкармливание» бригад скорой помощи, это идея не нашла отклика среди «скоропомощников». Женщинам с бутербродами сказали «спасибо», но посоветовали остановить это благотворительное движение: в здание вход посторонним закрыт. Однако, как сказал Щуров, если непосредственно на подстанцию обратится человек за помощью с острой болью или с травмой, его пропустят. На вопрос: «Как определить, есть ли у обратившегося под пальто или курткой огнестрельное оружие?», ответил:

- Никак, возможен только визуальный контроль с помощью системы видеонаблюдения — рамок (металлодетекторов) нет. Но они до сих пор и не требовались.

Система автоматического контроля доступа на территорию медучреждения есть только на новых подстанциях — в отдельно стоящих зданиях. В тех, что расположены в жилых домах, доступ контролируется только системой видеонаблюдения. По словам заместителя главврача  Городской станции скорой медицинской помощи Леонида Ушакова, в жилом доме осталась только одна подстанция ГССМП.

Где «гром грянул» - там и «перекрестились»

Научила ли осторожности руководителей петербургских клиник собственная трагедия, произошедшая в клинике РЖД? Как отреагировали на трагедию в Крыму петербургские медики, «Доктор Питер» пытался выяснить у самих врачей.

Самые большие изменения произошли в той самой больнице РЖД, где произошло убийство зам главврача. Как стало известно «Доктору Питеру», там на входе начали проверять крупногабаритные сумки посетителей, а также впускать в здание строго по спискам, которые «спускаются» с каждого отделения. Кроме этого, на входе в постоянном режиме заработала рамка металлоискателя — оказывается, она и раньше там была, но только включалась в особых условиях. Плюс - в экипировку охранников теперь вошли еще и портативные металлодетекторы. После трагедии больницу взяла под контроль служба безопасности Октябрьской железной дороги, с которой надо будет согласовывать все охранные мероприятия.

В других больницах — пока все тихо

Как рассказал главный врач Елизаветинской больницы Сергей Петров, сегодня его стационар и так охраняется хорошо. Хотя контингент пациентов там достаточно сложный — две недели назад, например, 80-летний пациент устроил поножовщину в палате. Сергей Петров признает, что пациенты в последнее время, действительно, стали агрессивнее и нетерпеливее, и на то есть много причин. Но усиливать охрану лечебного учреждения он не планирует. «Охрана у нас адекватная, хорошо оснащенная, да и медики тоже не жалуются — охранники им активно помогают, - сказал главврач. - Понятно, что к каждому охрану все равно не приставишь. Сейчас работают 6 постов — на въезде на территорию, в приемном отделении, на главном входе в больницу. Я считаю, что этого достаточно. Тем более в середине года по предписанию Контрольно-счетной палаты мы даже сократили количество постов, потому что у нас их было больше, чем в таких же больницах города».

В Сестрорецкой больнице №40 «Доктору Питеру» рассказали, что в мае при нападении на хирурга избежать серьезных последствий удалось именно благодаря охране. 

- Охранник приемного покоя заметил конфликт и вызвал нашу мобильную группу, которая быстро вмешалась в ситуацию, - сказал директор городской больницы Игорь Харин. - В целом у нас в основных корпусах на улице Борисова в Сестрорецке 11 постов охраны, которые в случае опасности вызывают мобильную группу. Есть еще несколько наших учреждений, разбросанных по Курортному району (Зеленогорск, Песочный) — поликлиника, станция скорой помощи. При необходимости они тоже сигнализируют мобильной группе, которая уже в течение 10 минут приезжает на место.

Между тем, по словам Игоря Харина, руководство планирует все-таки «сделать оргвыводы» и усиливать охрану учреждения. В частности, планируется поставить дополнительные камеры видеонаблюдения, а в следующем году — первую рамку металлоискателя в основном корпусе на 540 коек. «Эти устройства стоят не очень дорого, но мы бюджетное учреждение, поэтому должны планировать расходы», - сказал директор ГБ №40. Как выяснил «Доктор Питер», стоимость рамок металлоискателя начинается от 70-80 тысяч рублей.

В пресс-службе комитета по здравоохранению изданию сообщили, что вопросами охраны лечебных учреждений комздрав не занимается, они решаются на усмотрение руководства самих больниц — оно заключает договоры с частными охранными предприятиями. Поэтому никаких действий и проверок в этом отношении ведомство не планирует.

© ДокторПитер