Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как пациенты по ошибке выбирают пластических хирургов вместо психиатров

Страдающим синдромом дисморфофобии ложиться под нож хирурга бесполезно и даже опасно. Это доказала недавняя трагедия, произошедшая в Железнодорожной больнице. Как часто врачам приходится отказывать в операции пациентам с таким психическим расстройством, «Доктор Питер» выяснил у ведущих пластических хирургов Петербурга.

10 сентября 20158
Как пациенты по ошибке выбирают пластических хирургов вместо психиатров
Источник:
Михаил Спицын/ДП

Убийство врача в клинике РЖД пациентом Юрием Лебедевым потрясло врачебное сообщество Петербурга. 34-летний подводник, комплексовавший из-за горбинки на носу, перенес в клинике 3 пластические операции за 5 лет и был крайне недоволен результатом. По предварительной информации следствия, застреленный заместитель главного врача, куратор по пластической хирургии Александр Ремизов в заочной переписке посоветовал пациенту обратиться к психиатру. Год назад похожая трагедия произошла в Китае — 33-летний мужчина, разочарованный формой своего носа после ринопластики, зарезал лечащего врача.

По мнению главного пластического хирурга Петербурга, заведующего кафедрой пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ им. Мечникова, д.м.н. Марии Волох, не стоит искать причины трагедии в эстетической медицине — врачи разных специализаций становятся жертвами агрессии со стороны пациентов. Другое дело, что пластическая эстетическая хирургия — особенная, к ней люди прибегают не ради спасения жизни и здоровья. Поэтому здесь врачи должны быть особенно аккуратны и внимательны к пациенту. Даже опытный хирург не всегда определит, есть ли у человека проблемы с психикой и насколько они серьезны, особенно на первичной консультации.

- К пластическим хирургам нередко обращаются люди с синдромом дисморфофобии. Это неприятие своей внешности, чрезмерное беспокойство из-за какого-то дефекта или части тела, которая кажется неправильной. Таким пациентам лучше в операции отказать, - отмечает Мария Волох. - Вместо хирургической коррекции носа им нужна помощь психиатра или психотерапевта. Привлекать к работе этих специалистов пластические хирурги не имеют права, они могут только рекомендовать человеку обратиться к ним. Но учитывая отношение к психиатрии в нашей стране, пациентам с признаками дисморфофобии я рекомендую для начала проконсультироваться у психолога. Их боятся меньше, чем психиатров.

Сколько желающих изменить свою внешность страдает этим расстройством психики, сказать сложно — в России такая статистика не ведется. Проблему пристальнее изучают в США — по данным американских исследований, у почти 15% решившихся на рино- или отопластику наблюдается дисморфофобия. Кстати, нос в качестве дефекта своей внешности указывают 37% пациентов с этим расстройством.

Как поясняет психотерапевт НИПНИ им. Бехтерева Станислав Полторак, у синдрома могут быть две формы — невротическая и психотическая. Скорее всего, петербуржец, застреливший врача, страдал от психотической формы.

- Мы лечим пациентов с дистроморфофобией, однако «психотики» за помощью не обращаются, а вот «невротики» приходят сами. Пациентам, отказывающимся принимать свою внешность, назначаются сеансы групповой психотерапии, консультации с врачом, иногда — лекарства. В этом году к нам обратились 10 человек. Некоторые поступают сразу после консультаций в клиниках пластических хирургии. При этом мужчин среди пациентов очень мало — примерно 5%. Видимо, им кажется, что обратившись к врачу, они признают свою слабость и неполноценность, - отмечает психотерапевт.

Павел Куприн, главный врач клиники пластической хирургии «Клиника Куприна» говорит, что отказывает в операции десяткам пациентов в год по «психологическим показаниям»:

- Никогда не стоит пытаться понравиться пациенту и обещать ему невозможное. Особенно стоит насторожиться, если пациент требует от врача стопроцентных гарантий.

Такой же точки зрения придерживается Нина Шейман, руководитель центра пластической хирургии «Медакс»:

- На консультации врач не должен говорить что-то вроде «Кисонька, я вам все сделаю», а рассказывать о том, чем человек рискует, и какие его надежды на новую внешность могут не оправдаться. Пациенты думают, что они будут выглядеть в точности, как их изображение на экране после компьютерного моделирования, однако результат может быть иным. Если хирург грамотный и не гонится за деньгами, он вежливо скажет настойчивому и требовательному пациенту: «Простите, в нашей клинике провести такую операцию не удастся». Обычно для таких решений у нас собирается консилиум из трех врачей, - отмечает врач.

Так или иначе врачам приходится полагаться лишь на собственную интуицию при общении с пациентами — консультации психотерапевтов в современных стандартах пластической хирургии не предусмотрены. Поэтому хоть отказывай в операций, хоть делай ее — в любом случае риск есть.

- Когда в Ленинграде Институт красоты был единственным медицинским учреждением, специализирующимся на эстетической медицине, пациенты обязательно должны были побеседовать с психотерапевтом. Сейчас такое будет возможно только в том случае, если Минздрав вновь введет обязательную консультацию психотерапевта. Однако от трагедий такая мера все равно не защитит. 

© ДокторПитер