Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Это нам не по зубам

По данным главного стоматолога Петербурга профессора Бориса Мороза, в течение года государственные стоматологические поликлиники петербуржцы посещают 3,6 миллиона раз.

8 апреля 2011
Это нам не по зубам
Источник:
фото с clip.dn.ua

Правда, эта цифра никак не отражает реальной потребности в стоматологической помощи в городе и уж тем более не может охарактеризовать рынок стоматологических услуг, потому что подавляющее большинство петербуржцев давно уже предпочитают лечиться в коммерческих стоматологических клиниках. А их никто не считает.

Учитывая состояние стоматологического здоровья населения, понятно, что каждый пациент посещает врача далеко не один раз. А если учесть еще и то, что по нормам Минздравсоцразвития даже младенца следует впервые привести к врачу в 9 месяцев от роду, то как минимум 4,5 млн посещений в год городским стоматологам должны быть гарантированы. Но оценить рынок стоматологической помощи, его объемы и обороты не может никто, даже налоговые органы имеют лишь приблизительное представление. Потому что он разделен на белый и серый. 

Сегодня стоматологические клиники работают в неравных условиях, - считает известный в Петербурге хирург-имплантолог Сергей Зорин. - А потому при кажущейся одинаковости медицинских услуг, на самом деле они разные и по стоимости и по качеству. Определить, кто есть кто в этой сфере медицины, потенциальному пациенту сложно, ведь клиник, работающих на этом поле, – сотни. И если сосчитать, какие суммы коммерческая стоматология перечисляла бы в виде налогов, наверняка оказалось бы, что этих денег хватит как минимум на обеспечение петербуржцев бесплатной стоматологической помощью в городских поликлиниках.

Нуждаемость населения в помощи стоматолога в Петербурге – около 99 процентов. Даже если предположить, что любая стоматологическая процедура обходится пациенту в сумму 500 рублей, то только она соберет за год общий оборот более 2 млрд рублей. Можно посчитать по-другому, исходя из среднего оборота стоматологического кресла, а это около 200 тыс. руб в месяц. Причем это минимум, такой оборот есть у очень многих клиник и кабинетов. Умножив эту цифру на количество кресел, работающих в городе, как раз получим объективную оценку общего оборота коммерческой стоматологии в городе. Точнее, могли бы получить. Если бы все клиника предоставляли правдивые данные о своей деятельности.

Казалось бы, пациенту нет дела до того, какую – серую ли белую бухгалтерию ведут в клинике, главное – вылечить зуб. Но как это ни парадоксально, от бухгалтерии тоже зависит качество лечения. Особенно показательно в этом смысле протезирование. С одной стороны, как дорогостоящая услуга оно выгодно клиникам, с другой - примерно треть, а иногда и половина общей стоимости процесса восстановления зубов пациенту - себестоимость изделий, необходимых для протезирования (виниры, коронки, мосты, челюсти). Даже если средняя стоимость этих конструкций 1 тысяча рублей, то оборот зуботехнических лабораторий, изготавливающих эти изделия для клиник, должен быть порядка 1 - 1,5 млрд рублей в год. В жизни же в лучшем случае лишь половина таких конструкций делается в лицензированных лабораториях, имеющих право на производство этих медицинских изделий (серая часть делается в нерабочее время), в худшем зубные техники делают их дома. А как уверяют эксперты, невозможно сделать качественное медицинское изделие вне зуботехнической лаборатории. И уж точно они не учитываются ни в каких финансовых документах.

При этом, как утверждает главный стоматолог Борис Мороз, в прошлом году в Комитет по здравоохранению поступило только 80 жалоб на некачественное лечение, в основном ортопедическое. Комиссия экспертизы качества только 14 из них признала обоснованными…

На самом деле, недовольных некачественным лечение больше в сотни раз. Но они в большинстве случаев никуда не обращаются, понимая, что на разрешение конфликта между клиникой и пациентом надеяться можно только в суде. А судиться желающих мало – долго и дорого, проще обратиться в другую клинику и начать лечение с нуля.

Одной из причин неразберихи в частной медицине (не только в стоматологии) в Минздравсоцразвития признали неправильную систему лицензирования, по которой у нас лицензию на право лечить получает не врач, а медицинское учреждение (раз в пять лет). В результате кто виноват в том, что установленные полгода назад протезы развалились? Доктор Петров. Где доктор Петров? Уволен. Клиника получала лицензию на пять лет работы с одними специалистами, но уже через год работает с другими.

На вопрос «Как выбрать стоматологическую клинику и не прогадать?» есть множество стандартных ответов. Мол, в ней должно быть современное оборудование, эффективные технологии лечения, качественные расходные материалы. На самом деле, в ней должны работать хорошие врачи. И надо, говорят специалисты, просто поинтересоваться, как долго тот или иной стоматолог в конкретной клинике работает. Если компания вкладывает деньги в свои кадры, занимается их обучением, идти в такую клинику стоит. Хотя, вполне вероятно, цена на медицинскую услугу в ней будет дороже, чем в той, где нанимают любых специалистов.

Вторая рекомендация экспертов: понять, что клиника действительно несет ответственность за качество своих услуг, можно по прозрачности ее финансовой деятельности. Поэтому, даже если пациент не собирается пользоваться льготами по налогообложению, ему стоит спросить, выдают ли в медицинском центре, в который он обращается, справку для получения законного налогового вычета (статья 219 второй части Налогового кодекса РФ – не более 120 тысяч в год). Если делают это неохотно или вовсе отказываются выдать ее, считается, что лучше отказаться от идеи лечиться в такой клинике.

© ДокторПитер