По данным исследования DSM Group, в первом квартале 2015 года продажи аптечной косметики уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В стоимостном выражении объемы продаж снизились на 6,1%, в упаковках — на 25,8%. Всего в российских аптеках за это время продали косметики на 1,6 млрд рублей. Больше всего пострадали продажи так называемой косметики масс-маркет — общедоступной и продающейся не только в аптеках, но и в магазинах. За первые три месяца этого года россияне купили в аптеках на 35,7% меньше упаковок массовой косметики по уходу за волосами, кожей и ногтями, чем за такой же период прошлого года, а снижение продаж в рублях составило 22,4%. Спрос на элитную (селективную) косметику упал на 2,1% в рублях и на 13,2% в упаковках. Сегмент лечебной косметики, которая применяется для лечения и профилактики определенных заболеваний, почти не изменился в рублях (-0,5%) и сократился на 19,6% в упаковках.
Как отмечают аналитики, подорожание косметики в первом квартале 2015 года коснулось всех сегментов. Цены на элитную косметику выросли на 7%, массовую — на 17% и лечебную — на 21%. Средняя розничная цена на упаковку косметического средства в аптеках составила 218 рублей — это на 22% дороже, чем в первом квартале прошлого года.
(Какие ингредиенты считаются самыми опасными в косметике, узнайте здесь)
Рейтинг брендов элитной косметики, продающейся в аптеках, практически не изменился. В тройку лидеров по объему стоимостных продаж вошли Vichy (доля 35,1%), La Roche-Posay (23,7%), Bioderma (8,8%). Как отмечают эксперты, выход в лидеры бренда Bioderma стало возможным благодаря росту продаж на 15,3% в рублях. Заметим, что именно средства Bioderma подорожали в аптеках заметнее остальных премиальных марок (розничная цена за первые три месяца года увеличилась почти на 30%). Примечательно, что в упаковках продажи почти всех ключевых марок селективной косметики уменьшились, исключение составили лишь бренды La Roche-Posay и Klorane, прибавивший 11% и 3% соответственно к уровню продаж первого триместра 2014 года.
Рейтинг брендов косметики масс-маркет тоже изменился, но не значительно. Сменился лидер рейтинга - менее заметный спад продаж позволил марке детской косметики Johnsons Baby по объемам выйти на 1-е место (его доля по стоимостным объемам продаж составила 9%). Лидерами продаж в этом сегменте стали Johnsons Baby, «Лошадиная сила» (доля 6,2%) и Nivea (доля 5,9%). В целом в первом квартале уменьшились продажи всех марок массовой аптечной косметики, за исключением бренда «Детский крем» (+13% к уровню продаж 1-го квартала 2014 года). Что касается роста отпускной цены, то здесь максимальный прирост был у бренда Natura Siberica (+34%).
(Как по состоянию волос определить, чего не хватает организму, узнайте здесь)
Более серьезные изменения произошли в сегменте лечебной косметики. В Top-10 вошли марки Libriderm (по сравнению с первым кварталом 2014 года объемы стоимостных продаж выросли на 270,3%) и Belveder (+16,6%). Что касается лидирующего бренда «Лошадиная сила» (в сегменте лечебной косметики представлены средства для лечения суставов, по уходу за телом и лечебные шампуни), то рост продаж в 3,5% относительно прошлого года позволил брэнду закрепиться на 1-м месте. Самое существенное повышение средней розничной цены наблюдалось у брендов Mustela (+39%) и Emolium (+37%). В упаковках продажи всех ведущих брендов лечебной косметики сократились, исключением стал бренд Libriderm – продажи этой новой марки выросли более чем в 2 раза.
© ДокторПитер