Фото №1 - Только четверть российских врачей хорошо владеют компьютером
Фото
фото с clip.dn.ua

В январе  в России завершился пилотный проект непрерывного медицинского образования, в котором приняли участие 569 врачей. Для участия в проекте специалисты оформляли договор в одном из 17 медицинских вузов, участвовавших в программе, получали индивидуальный код участника, заходили на портал Координационного совета и заполняли индивидуальный план обучения, наполняя его образовательными мероприятиями и образовательными материалами.

 

В соответствии с планами Минздрава, вместо 144 часов раз в 5 лет дополнительное образование врачей будет включать 250 часов за 5 лет — по 50 часов ежегодно. При этом будет проводиться постоянный учет знаний: руководители лечебных учреждений и профессиональных сообществ будут иметь доступ к электронным портфолио врачей и в режиме онлайн отслеживать их активность.

 

(Что не нравится практикующим врачам в российском медицинском образовании, читайте здесь)

 

Однако этот пилотный проект включал пока 144 часа занятий. «Поскольку мы были вынуждены действовать в этих рамках, мы разделили этот цикл на 2 части, — рассказал Залим Балкизов, член Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава РФ. — 108 часов занятий по-прежнему реализуются в образовательных учреждениях, а 36 часов отводится на посещение научных конференций и изучение образовательных материалов, которые предоставляют профессиональные сообщества, которые участвуют в пилотном проекте».

 

В дальнейшем, помимо обучения в аудиториях, как это происходит сейчас, непрерывное образование врачей будет включать и дистанционное обучение, и вовлечение главных внештатных специалистов в работу.

 

(Как Минздрав избавит врачей от лишней бумажной работы, узнайте здесь)

 

Несмотря на то, что для пилотного проекта были отобраны регионы с высокой технической оснащенностью (по отчетам служб, отвечающих за информатизацию, — свыше 90% рабочих мест врача оснащены компьютерами), только 45% врачей имели доступ к Интернету на рабочем месте, поэтому им было довольно сложно реализовать принцип обучения на рабочем месте.

 

«К сожалению, только 28% участников «пилота» оценили свои навыки работы с компьютером как «хорошие», — передают слова Залима Балкизова РИА АМИ. — Это обусловило определенные трудности работы с электронными ресурсами. Так, 46% респондентов отмечали сложности в работе с электронным портфолио».

 

По словам эксперта, только у 8% участников пилотного проекта было время для самостоятельного обучения, так называемые «библиотечные дни». Это говорит о том, что  главные врачи зачастую не отпускают врачей на образовательные мероприятия, которые проводятся профессиональными обществами. Очень показательный пример — Конгресс союза педиатров в Москве: из 15 педиатров-участников пилотного проекта на Конгресс Союза педиатров отпустили только троих. Остальные не смогли посетить мероприятие, которое проходит 1 раз в год.

 

(Подробнее о непрерывном медицинском образовании читайте здесь)

 

На 1 декабря 2014 года 150 участников полностью завершили обучение со средним баллом 47 при среднем ожидаемом балле в 36. Максимальный набранный балл составил 91, ряд слушателей набрали более 80 баллов.

 

В Минздраве отметили, что большинство участвующих в пилотном проекте врачей активно приняли новую форму обучения. Главным образом, они используют электронные модули, в меньше степени — посещают мероприятия, которые проводятся профессиональными сообществами.

 

На последнем заседании Координационного совета в Минздрав РФ было внесено предложение о расширении в 2015 году пилотного проекта на все специальности и на все государственные образовательные учреждения, которые занимаются программами дополнительного профессионального образования, и на все российские профессиональные общества.

 

«Для отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, к которому мы неизбежно придем в 2016 году, к участию в проекте приглашаются врачи всех специальностей», — заявил Залим Балкизов.

 

Чтобы врач мог бесплатно посещать эти мероприятия, введен образовательный сертификат, механизм получения и использования которого еще отрабатывается.