Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ученые уже не знают, кто победит: человек - микробов или микробы - человека

Европа ежегодно тратит 1,5 млрд долларов на лечение антибиотикорезистентных заболеваний. Распоряжение о сдерживании антибиотикорезистентности недавно, 18 сентября, подписал президент США. Минздрав России констатирует, что около 16% граждан невосприимчивы к лечению антибиотиками, но национальной угрозой это не признает.

25 сентября 2014
Ученые уже не знают, кто победит: человек - микробов или микробы - человека

 

Бактерии преодолевают последние рубежи

США и ЕС создали Трансатлантическую рабочую группу по противодействию антибиотикорезистентности, признав ее глобальной угрозой. В России об этой угрозе говорят пока только врачи, и то - не все. Между тем, как сообщает президент Межрегиональной общественной организации «Альянс клинических химиотерапевтов и микробиологов», профессор Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова, д.м.н Сергей Яковлев, уже сейчас до 60% таких микробов, как кишечная палочка, синегнойная палочка, клебсиелла не чувствительны к препаратам, которые медики называют «последним рубежом обороны» - карбапенемам (carbapenems), классу β-лактамных антибиотиков с широким спектром действий. «Это последний рубеж врача, дальше просто ничего нет», - говорит доктор и напоминает, что за первые десять лет применения бензилпенициллина примерно половина стафилококков приобрела устойчивость к этому лекарству. И если за 30 лет с начала массового производства пенициллина человечество придумало 50 новых антибиотиков, то за последние два десятка лет прорыва в этой области не было. Зато появляются новые штаммы бактерий, против которых изобретенные антибиотики бессильны.

Антибиотики проникают в нас незаметно

Сергей Яковлев говорит о том, что антибиотики у нас фактически везде – не только в домашних аптечках, но и в продуктах, например, в мясе, которое мы покупаем в магазинах и на рынках. Давно уже не секрет, что в агропромышленном комплексе антибиотики применяют не только в целях лечения животных, но – в малых дозах – для ежемесячной прибавки в весе на 5-7% сверх нормы. «Необходимо хотя бы сделать так, чтобы антибиотики, используемые в сельском хозяйстве, не применялись при лечении людей», - считает эксперт.

(Почему в Петербурге живут самые опасные бактерии, узнайте здесь)

В очередной раз ученые напоминают, что необходимо ограничить отпуск противомикробных препаратов антибиотиков в российских аптеках без рецепта, разъяснять гражданам, что от вирусов антибиотики не избавят. Так, профессор НИИ детских инфекций ФМБА России, вице-президент «Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов» Сергей Сидоренко говорит: «Один из самых распространенных мифов в педиатрии – через три дня, если температура у ребенка при ОРВИ не спадает, надо назначать антибиотики, так как подозревается наличие и бактериальной инфекции. Это неправильно, вирус может находиться в организме и дольше, а лечить его антибиотиками бессмысленно». По словам эксперта, в Петербурге из двадцати детей с отитами, которым назначены антибиотики, только один нуждается в их применении. При ангине при одном нуждающемся 15 получают антибиотики «вхолостую», при бронхите на одного нуждающегося приходится 6 не нуждающихся в антибиотикотерапии.

- Врачи перестраховываются. Ведь если что-то не так, прокурор спросит: «А почему не назначили антибиотики?», - говорит Сергей Сидоренко. – Поэтому легче назначить, чем объяснять, что антибиотик не был нужен.

Мы рискуем сделать гонорею неизлечимой

Другой пример — с гонореей — приводит Алевтина Савичева, д.м.н., руководитель лаборатории микробиологии НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта. Уже к 2008 году в России около 80% выделенных гонококков были устойчивы к пенициллину. В Петербурге исследовали 42 штамма гонококков и выяснили, что они резистентны к трем видам антибиотиков, которыми, как правило, и лечат гонорею. Савичева назвала ситуацию с гонореей катастрофической и сообщила, что к 2020 году ВОЗ вообще может отнести это заболевание к разряду неизлечимых.

Резистентность Helicobacter pylori — прямая дорога к раку

Минздрав направил сегодня все силы на борьбу и профилактику неинфекционных заболеваний, в том числе онкологии. Но уже давно известно, что рак желудка, например, в 75-90% случаев провоцирует спиралеобразная бактерия Helicobacter pylori. Она же становится причиной развитиягастрита в 75-85% случаев, язвенной болезни – в 99,9%.

Для избавления от хеликобактерной инфекции нужна серьезная антибиотикотерапия. По словам профессора кафедры терапии и клинической фармакологии СЗГМУ им. И.И.Мечникова, главного терапевта городской больницы №26, д.м.н. Натальи Захаровой, уже сейчас Helicobacter pylori имеет довольно высокий уровень резистентности к антибиотику кларитромицину в Европе. В Скандинавских станах - примерно 10%, а в Австрии, Хорватии, Португалии - более 30%, и это катастрофа. Исследование устойчивости к кларитромицину, проведенное с участием 150 петербуржцев показало резистентность около 25%. «Это предел», - уверена Наталья Захарова.

(Где можо пройти бесплатную диагностику на хеликобактерную инфекцию, узнайте здесь)

Программа развития здравоохранения России должна быть дополнена направлением по снижению употребления антибиотиков и риска развития резистентности к ним. Пока это не осознает власть, ничего не произойдет, считает Сидоренко: «Петербург – единственный город в России, где власти хотя бы обозначили проблему: в феврале 2014 года решением правления ТФОМС одобрен проект повышения эффективности лечения и профилактики инфекций, вызванных антибиотикорезистентными микроорганизмами».

Вернется ли человечество в «доантибиотиковую эру»? - вопрос не праздный, потому что сегодня неясно, кто победит: человек - микробов или микробы - человека.

© ДокторПитер