Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эксперты рассказали, как можно улучшить систему оказания онкологической помощи в Петербурге

Специальная рабочая группа по вопросам содействия организации реформирования онкологической помощи населению Северо-Западного федерального округа подготовила меморандум, в котором описывает конкретные шаги для усовершенствования диагностики и лечение рака в Петербурге. 

14 марта 20143
Эксперты рассказали, как можно улучшить систему оказания онкологической помощи в Петербурге
Источник:
фото с vk.com

В рамках общероссийского проекта «Главная дорога» специалисты из разных областей - демографы, экономисты, врачи, аналитики, фармакологи, разработчики новых медицинских технологий, представители пациентского сообщества помогают регионам разрабатывать «дорожные карты» развития здравоохранения. По словам координатора проекта Давида Мелик-Гусейнова, члена общественного совета и координационного совета по лекарственному обеспечению при Минздраве, основная задача проекта – помочь субъектам РФ получить на выходе такие «дорожные карты», реализация которых в современных финансовых условиях будет эффективной для каждого конкретного получателя медицинской помощи и системы здравоохранения в целом.

 

По мнению экспертов, государство долгое время вкладывало деньги в материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения, и сейчас созданы все условия для лечения онкологических пациентов, однако Петербургу не хватает единого подхода к проблеме раковых заболеваний, в том числе их профилактики.

 

Слабыми сторонами организации онкологической службы Петербурга специалисты называют: 

 

  • Недостаточный уровень использования современных клинических руководств и протоколов по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации онкологических пациентов;
  • Низкий уровень внедрения инновационных технологий диагностики и лечения злокачественных новообразований;
  • Острая нехватка медицинских работников, подготовленных в вопросах ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний;
  • Несоответствие коечного фонда онкологических учреждение рекомендованным международным нормативам и стандартам;
  • Низкий уровень развития системы паллиативной и реабилитационной помощи пациентам со злокачественными новообразованиями;
  • Отсутствие интегрированной службы оказания медико-социально-психологической помощи онкологическим больным.

 

Сильные стороны работы службы помощи онкологическим больным в Петербурге: 

 

  • Положительный региональный опыт проведения скрининговых программ по ранней диагностике злокачественных новообразований (рака груди, рака шейки матки, меланомы);
  • Наличие четко выстроенной сети специализированной онкологической помощи;
  • Централизованное лекарственное обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями и материально-техническое оснащение организаций онкологического профиля за счет средств федерального и регионального бюджетов.

 

Однако в случае ухудшения финансирования онкологической помощи ситуация в городе может резко измениться и возможностей для лечения всех нуждающихся не хватит, считают эксперты. 

 

Чтобы изменить нашу неблагополучную ситуацию, участники рабочей группы предлагают рассмотреть организацию комплексного подхода к формированию эффективной социальной политики в области профилактики и диагностики, а также лечения уже развившихся заболеваний.  

 

В сфере профилактики специалисты предлагают:

 

  1. Разработать и утвердить мероприятия по первичной (предупреждение возникновения и воздействия факторов риска развития онкологических заболеваний) и вторичной (ранее выявление злокачественных новообразований) профилактике;
  2. Повысить эффективность первичного звена по раннему выявлению злокачественных новообразований, в том числе разработать методические рекомендации для врачей по повышению онконастороженности и раннему выявлению самых смертоносных онкологических заболеваний (рак легкого, рак молочной железы, шейки матки, толстой кишки, предстательной железы, пищевода, желудка, печени);
  3. Провести информационную работу среди населения по профилактике злокачественных новообразований;
  4. Обеспечить широкое внедрение на Северо-Западе скрининговых методов диагностики с доказанной эффективностью: скрининг рака молочной железы — проведение маммографии 1 раз в 2 года у женщин 50-65 лет, скрининг рака шейки матки — проведение 1 раз в 2 года стандартизованных методов оценки цитологических мазков, скрининг рака предстательной железы — периодическое измерение уровня простат-специфического антигена (ПСА) у мужчин 50-65 лет и проведение биопсии под контролем трансректального ультразвукового исследования при повышении уровня ПСА, скрининг колоректального рака — проведение пробы на скрытую кровь или тотальной колоноскопии под анестезией 1 раз в 10 лет у людей  50-70 лет с одновременным удалением полипов;
  5. Разработать и утвердить алгоритм оказания медицинской помощи (маршрут движения) пациентам с уже выявленным злокачественным и предопухолевым заболеванием;
  6. Попытаться реализовать на региональном уровне целевые программы добровольного медицинского страхования в области онкологии;
  7. Сформулировать единые и прозрачные правила для сбора необходимой статистики по мониторингу и выявлению онкологических заболеваний (регистры диспансерного наблюдения, регистры пациентов и т. д.);
  8. Создать паспорта канцерогеноопасных предприятий, цехов, организаций и региональный банк данных об опасных производствах, банк данных химических канцерогенных факторов, а также разработать системы санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и устранению канцерогенных факторов на рабочих местах.
  9. Выявление групп рисков и профилактика социальных пороков (алкоголизм и табакокурение) для снижения заболеваемости и смертности от рака легкого, желудка и печени.

 

Для улучшения диагностики онкологических заболеваний в Петербурге, по мнению экспертов, требуется внедрить региональные стандарты диагностики для верификации (подтверждения – Прим. ред.) диагноза, в том числе оценки персонализированных факторов опухолевой пролиферации (деления клеток – Прим. ред.); подготовить методические рекомендации по формированию доступности диагностических процедур, включая специфические диагностические процедуры по показаниям; разработать и внедрить стандарт качества медицинской услуги для лечения онкологических патологий; создать и укомплектовать лабораторные комплексы специалистами, расходными материалами, в том числе для диагностики эстроген- и прогестерон-рецепторов, для проведения цитоиммунной диагностики и т.д.; создать службу помощи социальных работников и психологов онкологическим пациентам.  

 

В системе лечения онкологических заболеваний предлагается:

 

  1. Внедрить порядки и стандарты оказания медицинской помощи, а также рассмотреть возможность запуска дополнительных порядков и стандартов территориальной программы государственных гарантий, в том числе расширение территориальных онкологических программ лекарственного обеспечения;
  2. Создать достаточное количество коек в отделениях восстановительного лечения и реабилитации, а также паллиативной помощи для больных со злокачественными новообразованиями на базе онкологических диспансеров и многопрофильных больниц в городах;
  3. Создать или восстановить имеющиеся одно- и двухместные палаты онкологических диспансеров, что позволит защитить пациентов от возможного психологического давления от общения с тяжелыми больными.
  4. Сформировать повсеместную возможность использования химио- и лучевого лечения рака III–IV стадий;
  5. Запустить программу мониторинга наличия всех необходимых лекарственных средств для больных со злокачественными новообразованиями на стационарном уровне. 

 

Также предлагается провести анализ объема той помощи, которая уже оказывается онкологическим пациентам в Петербурге, а также спрогнозировать потребностей жителей города в перечне и количестве медицинских услуг (диагностике, операций и т. п.),  оказываемых как по месту проживания, так и за его пределами, выделение клинико-социальных аспектов по конкретным группам онкологических заболеваний.

 

По мнению Дмитрия Борисова, заместителя председателя правления Ассоциации онкологов России, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь», заключение трехлетних контрактов на поставку дорогостоящих лекарств (законодательство не запрещает проводить такие конкурсы), помогли бы медучреждениям планировать потребности и не зависеть от курса евро и доллара, соответственно, экономить бюджетные деньги. 

 

Предлагается также оценить ресурсные возможности медицинских организаций, выполняющих программу государственных гарантий в реализации потребности населения и определить «узкие» места несовпадения потребностей и возможностей.

© ДокторПитер