Российских врачей будет учить компьютер

14:26, 12.03.2014 / Верcия для печати / 9 комментариев

Командировки раз в пять лет для повышения квалификации уйдут в прошлое, теперь российские врачи будут учиться, не отходя от компьютера даже дома. Такую идею озвучила министр здравоохранения Вероника Скворцова на III Всероссийском форуме студентов, который проходит в эти дни в Петербурге.

Российских врачей будет учить компьютер
О том, что врачи должны постоянно получать новые знания, а не раз в пять лет и не от случая к случаю, заговорило новое руководство Минздрава в 2012 году. В 2014 году в нескольких регионах России, в том числе в Петербурге, стартовал пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей). Он рассчитан на один год и охватывает тех врачей, у которых сертификат специалиста закончится в конце 2014 — начале 2015 года. Предполагается, что получать новые знания врачи будут прямо на рабочем месте, не отходя от компьютера — это и есть непрерывное медицинское образование.
 
С конца 2012 года все главные врачи-специалисты всех регионов России начали создавать национальные клинические протоколы, чтобы собрать воедино самые полные алгоритмы, пошаговые инструкции для врачей по ведению пациентов с разными заболеваниям.  
 
 
– Сегодня перед нами стоит очень амбициозная задача — и по масштабу, и по срокам, — мы должны заставить врачебное сообщество овладеть протоколами лечения, потому что это и есть постоянная база для шлифовки их знаний, — объяснила министр здравоохранения Вероника Скворцова на Всероссийском форуме студентов в Петербурге. Сейчас, по словам министра, создано уже более 500 клинических протоколов, 400 из них утверждены. Однако всего их должно быть в три раза больше — 1500. 
 
С 2016 года врачи будут обязаны проходить аккредитацию, чтобы получить допуск к оказанию конкретного вида медицинской помощи. От действующей сейчас системы сертификации она будет отличаться тем, что позволит получать допуск к отдельным видам медицинской помощи. Чтобы получить аккредитацию, врачи должны будут овладеть клиническими протоколами по этой специальности или направлению, то есть самыми современными знаниями. 
 
По мнению Вероники Скворцовой, помочь врачам освоить клинические рекомендации должны интерактивные компьютерные программы, которые в игровой форме позволяют решать ситуационные задачи и тем самым овладевать клиническими протоколами. Предполагается, что такие интерактивные образовательные программы будут внедряться через сервис электронного рабочего места врача, который Минздрав запустил в 2013 году. Допуск к нему может бесплатно получить любой врач России.
 
– Периодических мероприятий для повышения квалификации врачей уже недостаточно, концепция непрерывного образования позволит поддерживать и постоянно обновлять высокий уровень знаний наших медиков. — считает Петр Глыбочко, ректор Первого медицинского университета им. Сеченова. — Но раньше мы думали, что непрерывное образование — это дистанционное обучение, нечто вроде заочной формы образования: врач получает по электронной почте учебные материалы, изучает их и присылает назад ответы на контрольные задания. Но Минздрав поставил перед нами четкую задачу — создать такие программы, которые позволили бы через сервис «электронное место врача» постоянно учиться и получать самые современные данные по своей специальности.
 
 
Первый российский образовательный портал для врачей создали специалисты Первого медицинского университета им. Сеченова и Российское общество урологов. Модуль по гематурии, который доступен на так называемом облачном портале сайта университета, позволяет не просто повысить квалификацию врача, но и смоделировать систему поддержки принятия врачебных решений. Модуль состоит из трех основных разделов — теоретического, практического (блок самопроверки) и верификационного (блок аттестации). 
 
Теоретический раздел сайта содержит актуальные рекомендации общества урологов по лечению пациентов с гематурией, ссылки на самые новые исследования международных медицинских баз данных — Medscape, Medline, тренажер физикального обследования (помогает врачу обратить внимание на типичные или косвенные симптомы гематурии), изображения возможных причин, вызывающих гематурию (новообразования, камни в почках), видеоэндоскопического исследования мочевого пузыря и другие справочные и наглядные материалы. Также при необходимости врач сможет сам создать 3D-модель возможного поражения почки и посмотреть на него в разных проекциях.  
 
Практическая часть содержит вопросы для самопроверки и ситуационные задачи (кейсы). Проверить свои знания и набрать баллы для получения сертификата уролога можно в третьем разделе сайта. Как это выглядит, главе Минздрава Веронике Скворцовой продемонстрировали на Всероссийском форуме студентов. Ей предложили ответить на три вопроса, один из которых звучал так: «Гематурия может быть обусловлена приемом антикоагулянтов. Верно или не верно?», за которые можно получить 50 зачетных единиц. Чтобы получить сертификат врача-специалиста по урологии нужно освоить дополнительные модули и набрать в итоге 250 зачетных единиц. При этом аттестация на каждом уровне и подуровне позволяет врачу получать допуск к конкретному виду медицинской помощи. 
 
 
По словам Петра Глыбочко, в США за последние 10 лет доля онлайн-образования в медицине увеличилась до 30%, объективных данных по дистанционному образованию в России нет, но по сведениям Министерства образования и науки, дистанционные технологии в послевузовском медицинском образовании составляют менее 3%. 
 
– Мы, ректоры медицинских вузов, должны понимать, что сейчас к нам пришло учиться первое «цифровое» поколение студентов, которые уже не представляют свою жизнь без компьютера и информационных технологий, поэтому мы должны соответствовать их уровню. — пояснил Алексей Павлов, ректор Ярославской государственной медицинской академии.
 
В ЯГМА решили узнать, как хотят учиться будущие медики и провели опрос почти 700 студентов первого и пятого курсов. Оказалось, что 96% студентов не реже 5 дней в неделю пользуются интернетом, причем предпочитают использовать для этого мобильные устройства — ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны. Однако отказывать от традиционных бумажных учебников в пользу электронных большинство пока не готово. Тем не менее, Алексей Павлов считает, что за развитием информационных технологий стоит будущее российской медицины, и первыми к их освоению должны подтягиваться сами преподаватели, которые пока плохо ориентируются в интернет-пространстве. 

Оксана Бурая

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

9 комментариев Оставить комментарий

Что, врачененавистники, приверженцы шаблона о клятве Гиппократа, довольны? Скоро будете лечиться у компьютернообученных докторов и упаси вас Б-г болеть чем-то, не предусмотренным в тестах!
Какой кошмар, товарищи. Минздрав не считает, что врачей должны учить врачи.. Похоже, футболисты наши уже мяч гонять только по учебникам учатся, порой кажется, что водительские права выдают без практического обучения, да мало ли.. список можно продолжать. Но Минздрав первым додумался это узаконить! Молодцы, чего уж..

Doktor_A, так протоколы лечения разрабатывают главные спецы, то есть это просто смена формата. в чем же проблема? на мой взгляд, есть существенный плюс - ты не за несколько дней наверстываешь сразу все достижения науки за пять лет, а постоянно учишься. другое дело, что при нынешней ситуации времени на это у врачей нет.

Вот об этом я и говорю. Кошмар, что люди теряют самое главное. Ладно, раскрою.
Проблема в том, что сейчас доктор из Мурманска может раз в пять лет стукнуть кулаком по столу начальства и сказать: "Хочу в Питер на курсы повышения! Право имею!" И поедет он сюда, послушает, как мы работаем, нам расскажет, как они там работают, это называется обмен опытом. Сколько раз повышал квалификацию, столько раз получал новые знания, притом не только и не столько из официальных занятий (хотя это сильно от преподавателя зависит), сколько от живого общения с коллегами из других регионов. Кто-то в Германии был, кто-то в Италии, я в Великобритании. Все пообщались, нашли какой-то новый момент, ускользавший до того. Потом я на конференцию в Архангельск поехал, там с трибуны донес свежие знания. Какой компьютер это заменит? Скайп? Даже не смешно. Живое общение незаменимо в обмене практическим опытом!
Конечно, если только по стандартам лечить, так и делиться нечем будет - книжку в интернете прочел, и погнали. И не надо мне говорить, что можно все из Пабмеда почерпнуть - информации там бесконечно много, всего не вычитаешь. А так один одно прочел, другой другое, рассказали друг другу - оба выиграли. Или все еще непонятно?

Doktor_A, calm down :) Это все выглядит гадко и отвратно, хотя бы потому, что попил бабла уже, видимо, на эти цели начался. Это ж надо всем эти программы разработать, внедрить, такое поле непаханное.
Вдобавок к вашим словам - у меня недоумение вызывает работа наших главных, что они там разработают, сами-то они медлайном и медскейпом пользоваться умеют? тьфу

Залез на сайт РОУ. Что-то не нашел я там описываемого тренажера, а то хотел размяться "на кейсах". Может, регистрироваться надо, кто-нибудь тут пробовал эту on-line игрушку?
Кстати, НА КЕЙСАХ, *****! Скажите, российский интернет-журнализд Оксана, почему Вы называете ситуационные задачи в скобках кейсами? Кому словосочетание "ситуационные задачи" надо разъяснять словом "кейсы"? Я с кейсом гордо в институт ходил на 2 курсе, английский уже тогда знал неплохо, и слово "case" в том числе. Но неужели кто-то из ныне живущих в России лучше воспримет "кейсы", чем "ситуационные задачи"? Тьфу.

Никакая компьютерная технология не заменит "живого" обучения врача. Достаточно того, что современные учебники совершенно нечитабельны. Хоть 100 раз прочтёшь иное предложение, хоть со стаканом, хоть без него, - не понять смысла написанного. Врачи, читайте "старые" монографии! По ним хотя бы научитесь диагноз ставить и физикально обследовать больного. А все новые придумки нашего Минздрава - это всё как-бы работа. Хорошо бы им попробовать задумываться о последствиях своих решений. Пример - "донорский закон". Деньги вернули, но не полностью, а доноров потеряли. Когда Скворцова извинится за "биологических проституток"?

Дистанционное обучение - нужная вещь, но это не должно полностью заменять " живого" обучения врача, так как в процессе работы накапливаются и вопросы, которые можно обсудить только при живом общение, КТ в данном случае будет неинформативен. Люди должны уметь общаться между собой в живую... Кроме того, длительное сидение за компьютером - это вредный производственный фактор, который может привести к инвалидности . Врачи и так много пишут, а хирурги ещё и оперируют... То есть будет страдать связочный аппарат, мышечный аппарат, опорно- двигательная система, зрительная система. Так что КТ должно быть в меру... Врачи забоятся о здоровье других, но и о здоровье врачей нужно заботится...

как далеко все это от провинциальных врачей!!!!! В нашей поликлинике даже Интернета нет! \Правда , с вводом новой - обещают\ Средний возраст педиатров- 58 лет! и только 3 могут пользоваться Интернетом!

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.




Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Получали ли вы налоговые вычеты за оплату лечения или лекарств?

Все опросы




Нашли ошибку?

×