Чему нас учит семья и школа?

17:35, 16.07.2010 / Верcия для печати / 0 комментариев

Школу и компьютер давно уже объявили врагами детского здоровья. Но при этом родители, регулярно сетующие на большие школьные нагрузки, и сами готовы загружать детей дополнительными занятиями, едва ли не с первого класса планируя поступление ребенка в престижный вуз. И куда ребенку податься, к умным или к здоровым, им ясно едва ли не с 1 сентября.

Чему нас учит семья и школа?

В начале учебного года, возвращаясь в свои коллективы после летних каникул, многие дети заболевают, чаще всего ОРВИ, едва отучившись одну-две недели. Это происходит во-первых, потому, что риск инфицирования в закрытых коллективах высок, во-вторых, начало занятий для ребенка – это стресс. Даже взрослый человек после отпуска с трудом включается в рабочий режим, а учеба – та же работа. Родители же на легкий насморк или жалобы на головную боль реагируют как на симуляцию: таблетка на завтрак – и в школу. Иначе, мол, пропустишь занятия, потом не наверстаешь. Нагрузка растет, копится и общая усталость и усталость самых уязвимых органов и систем. Считается, что только 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми, 40 процентов – с пограничным состоянием, 50 – с букетом хронических болезней.

В разных регионах России распространенность тех или иных заболеваний, которые дети наживают в школе, - разная. Более того, даже в Петербурге исследования, проведенные солидными медицинскими вузами, отличаются. Например, по данным Педиатрической академии в нашем городе больше всего распространены болезни желудочно-кишечного тракта, на втором месте – заболевания костно-мышечной системы, на третьем – эндокринные расстройства, в том числе ожирение, на четвертом – болезни крови. А по данным МАПО у школьников лидируют заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки), на втором месте – офтальмологические болезни, на третьем – проблемы с желудочно-кишечным трактом. Впрочем, в любом случае самое заметное отличие «нашей» заболеваемости от других регионов – в частоте хронических патологий опорно-двигательного аппарата, в этом непочетном рейтинге в других городах они не занимают верхних строчек.

Состояние здоровья детей на 50 процентов зависит от образа жизни, значительную часть которой они проводят в школе, а многие еще и живут по принципу: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Результат: по данным комитета по здравоохранению, основанным на ежегодных медицинских осмотрах, на каждого петербургского подростка в возрасте 15-17 лет в среднем приходится по три хронических заболевания.

Еще недавно врачи называли педиатрию оптимистичной специальностью: в отличие от пациентов «взрослой» медицины, дети, имеющие врожденные аномалии развития, могут избавиться от них в процессе роста и формирования организма, если им создать для этого условия. Сегодня же, наоборот, чаще врожденные проблемы со здоровьем с возрастом, наоборот, усугубляются. А все потому, уверены педиатры, что с детьми работать хорошо, гораздо сложнее работать с родителями, от которых дети в учебное время чаще только и слышат: «Уроки выучил?» и «Отойди от компьютера (вариант – телевизора)!».

А чтобы пусть даже не сохранить здоровье на все 100, но хотя бы не усугублять существующие проблемы, надо выкроить всего лишь 1-2 недели летних каникул, лучше перед занятиями и посетить офтальмолога, ортопеда, гастроэнтеролога, невролога, стоматолога, чтобы, во-первых, выяснить, есть в состоянии ребенка слабое звено, во-вторых, вовремя заняться его коррекций. Раз уж между образованием и здоровьем выбирать сложно, надо вне учебы выполнить элементарные вещи. Например, проверить зрение, что непросто сделать во время занятий (в течение нескольких дней невозможно читать и писать), пролечить зубы, а если требуется исправлять прикус, то лучше до 1 сентября поставить брекет-системы, чтобы было время для привыкания к ним.

Накануне начала учебного года и в его первые недели надо позаботиться об укреплении иммунитета. Часто родители думают, что летом они только этим и занимались, в том числе «навитаминивали» организм, благодаря обилию фруктов и овощей. Это миф, запастись витаминами впрок невозможно, а в условиях срыва адаптации, к которому приводит перестройка образа жизни в первые дни учебы, организм нуждается в них больше, чем обычно.

Если в начале учебного года озаботиться состоянием позвоночника: провести курс массажа, позаниматься лечебной физкультурой, приобрести абонемент в бассейн, словом, выполнить индивидуальные рекомендации ортопеда или невролога по укреплению мышечного корсета, нагрузки за партой и у компьютера уже не будут угрожающими. Особенно важно это для первоклассников и на рубеже начальной и средней школы: возраст 6-7 лет и 11-13 – у девочек, 7-9, 13-15 лет – у мальчиков - это периоды бурного роста, когда мышцы и связки не успевают за быстрым ростом позвоночника и им сложно удерживать его в физиологичном положении. Поэтому даже на школьную ярмарку лучше отправляться после профосмотра и консультации врача, который расскажет, что и зачем нужно ребенку. Многие ли родители знают, что младшим школьникам обязательно нужен ранец, а его вес не должен составлять более 10 процентов от массы тела (в старшей школе допускается сумка, вес - 15 процентов)? Он должен быть не выше плеч и не ниже ягодиц, а на вырост покупать его нельзя. От правильного выбора стола и стула, настольной лампы и даже подушки зависит не только сохранение зрения и здоровой осанки, но и успехи в учебе – о них и говорить не стоит, если ребенок ничего не видит с доски и вертится за партой, потому что спине некомфортно.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Педиатрия

Нет комментариев Оставить комментарий

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Какое наказание вы одобряете для тех, кто мешает «Скорой помощи» на дорогах

Все опросы



Нашли ошибку?

×