Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему петербургские школьники покупают освобождение от физкультуры

Число уроков физкультуры в школе растет, но особой любви к этому предмету у школьников не появляется. Прежде всего, потому, что большинству из них обычные уроки не рекомендованы или не интересны, а специальные занятия в соответствии с состоянием здоровья ребенка не организованы.

19 сентября 20132
Почему петербургские школьники покупают освобождение от физкультуры
Источник:
фото с clip.dn.ua

Зачем создавать спецгруппы в школах

Ежегодно на «барьерных» первосентябрьских осмотрах малышам, впервые переступающим порог школы, присваиваются группы здоровья. По данным комитета по здравоохранению, на 1 января 2013 года в Петербурге 8,68% школьников имеют первую группу здоровья, 66,79% - вторую, 22,8% - третью, 1% -  четвертую, и пятую - 0,6%.

Учителя физкультуры и родители свидетельствуют: получив свой номер группы здоровья, ребенок так остается с ней до самого аттестата, если за это время с ним не происходит чего-то серьезного (тогда группу «понижают», но случаи «повышения» никто припомнить не смог).

Школьники с первой и второй группами здоровья на уроках физкультуры занимаются по общей программе, для всех остальных должны они проводиться в специальных группах. Сколько школ в городе имеют такие медицинские спецгруппы, никто не знает. Как объяснила Людмила Севостьянова, главный специалист отдела по организации помощи матерям и детям комитета по здравоохранению, официальные формы статотчетности такой информации не предусматривают.

Альтернативой специальным медицинским группам можно назвать школьные спортивные клубы. Каждый из них формирует свой «набор» физкультурно-спортивных направлений. Такие клубы есть далеко не во всех школах, а занятия в них формируются, исходя из предпочтений школьников, иногда на основе анкетирования, как в гимназии №272. По словам ее директора Галины Калмыковой, «лечебный фитнес» здесь предусмотрен. Но и другие секции тоже могут быть доступны «освобожденным», если на то будет разрешение родителей, врача и тренера-педагога.

- Это не перестраховка, это требования сегодняшнего дня – подтверждает ее коллега Наталья Тронова, директор школы №150 Красногвардейского района, в которой тоже есть и группа лечебной физкультуры, и спортклуб.

Педагоги объясняют необходимость выполнения этих требований так:

- Все зависит от диагноза. Играть в спортивные игры с одноклассниками в команде ребенку вряд ли могут запретить, но если по медицинским показаниям определенные нагрузки противопоказаны, то на соревнования его не возьмут. В определенном возрасте человек еще не понимает, что на третьем круге, который он пробежит, может просто остановиться сердце.

В России, действительно, были случаи скоропостижной смерти учеников во время занятий физкультурой или сразу после них. Как выяснялось позже, из-за «просмотренных» или недооцененных заболеваний. Говорят, что Петербург в этом смысле — исключение. У нас трагедий со смертельным исходом, к счастью, не было.

Освобождение от физкультуры не освобождает от болезней

Впрочем, петербургские дети на физкультуру не рвутся. И именно они создали спрос на «освобождения от физкультуры». На такой запрос в поисковике появляется множество предложений, остается лишь выбрать подходящий вариант. Цена вопроса колеблется от 500 до 800 рублей, некоторые «специалисты» просят за свои услуги от 1-2 тыс. руб. Выдают они все, что нужно клиенту, – от справки в свободной форме до заключения врачебной комиссии (для освобождения на длительный срок).

Как рассказали «Доктору Питеру» в одной из таких организаций, как правило, звонят студенты, но иногда – и родители школьников. Одним надо оправдать прогулы задним числом, другие сразу «закупаются» на полгода-год.
Но врачи настаивают: физическая активность необходима даже «освобожденным». Тем более, когда речь идет о гимназиях и лицеях, где учебная нагрузка высока.  Гиподинамия влечет за собой самые разные нарушения в организме, более того, она влияет и на умственную работоспособность.

- Если в первый класс ребенок приходит относительно здоровым, то уже к 6-7 классу выявляется масса болезней, таких, как искривление  позвоночника, нарушения пищеварения, зрения  и т.д. - объясняет Людмила Ростомашвили, декан факультета адаптивной физической культуры Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. - Современные методики адаптивной физкультуры предусматривают особый подход к каждой из групп заболеваний. Вместе с педагогом дети развиваются  физически, начинают понимать важность определенных упражнений для здоровья. Здесь важно даже умение проигрывать.

И еще: по мнению Людмилы Ростомашвили, полное освобождение от физкультуры влияет на самооценку, на коммуникационные навыки, и даже… на словарный запас ребенка. Отсюда – и его способность к адаптации в коллективе.

Любовь к физкультуре приходит с учителем

Мало найдется в школе предметов, отношение к которым было бы настолько неоднозначным. Одни делают все, чтобы получить хотя бы временное освобождение,   другие же сидят годами на «скамейке запасных», порой откровенно завидуя своим одноклассникам.

В интернете часто обсуждается отношение к физкультуре. Дети, которые занимаются ею в обычном режиме, пишут все, что думают о своих учителях, нормативах, кроссах и о самой атмосфере на уроках. Многие, кстати, вовсе не против физической активности, но… лишь по своему сценарию. Вот выдержки из небольшого опроса в социальной сети (ВКонтакте):  

«У меня серьезные проблемы со спиной, которые в детстве существенно влияли на координацию движений -  объясняет М. Г. -   Мне сложно играть в футбол, баскетбол, бегать на скорость, прыгать в длину и т.д. А из-за идиотских нормативов, которые с меня требовались, я чувствовала себя рухлядью и недочеловеком, что упорно внушалось мне пятью физкультурниками из шести, у которых я училась. Считаю, что нужно здраво оценивать каждого ребенка, а у нас рыбу оценивают по возможности залезть на дерево».

Еще одна петербурженка, Т. Т., признается, что терпеть не могла школьную физкультуру именно из-за «принудиловки». Хотя спорт как таковой всегда любила.

- Никто не интересовался, подходит тебе какой-то вид спорта или нет. Положено бежать кросс 3 километра – сдохни, но беги, – замечает она, добавляя, что изменила отношение к предмету только после прихода нового учителя, который понимал, кому что дано, не мучая понапрасну, а также создал волейбольную секцию.

Другие с теплотой вспоминают учителей физкультуры, которые не унижали своих учеников. Даже строгость (в меру) теперь воспринимается по-особому. При этом, те, кто занимался в группах для детей с ослабленным здоровьем, сохранили об уроках приятные воспоминания и потому даже во взрослой жизни к фитнесу и спорту неравнодушны.

А педагоги со своей стороны говорят: у школьников очень разный уровень подготовки. Учитель физкультуры школы  № 78 Михаил Воробьев признается, что не всегда получается подобрать задание тем, у кого есть ограничения по здоровью, проконтролировать или помочь им, поскольку для этого надо «переключить» внимание от основной группы. Еще одна трудность, по его словам, – это борьба с откровенной ленью учеников.

Куда уходят специалисты

Два учебных заведения в Петербурге готовят специалистов по адаптивной физкультуре (Институт им. Р. Валленберга и НГУ им. Лесгафта). В минувшем учебном году они выпустили по 75 специалистов.

Согласно мониторингу, проведенному Институтом им. Р. Валленберга,  35-40% выпускников идут работать по специальности в государственные учреждения (в том числе – общеобразовательные школы). Хотя, как пояснила Людмила Ростомашвили, и эта цифра высокая, потому что желающих работать за столь низкую зарплату мало. Большинство выпускников устраиваются в коммерческие организации - фитнес-клубы, например. Кто-то может и совмещать работу в госучреждениях с той, что приносит деньги.

Специалистов по лечебной физкультуре готовят в Первом медицинском университете. Но  она является лишь частью адаптивной, как педагогического направления.  

На курсы по этой специальности направляют и школьных учителей физкультуры. Кроме того, как рассказали в Институте специальной педагогики и психологии, уже много лет обсуждается идея организовать адаптивные группы во всех петербургских школах. Насколько лечебно-адаптивное направление приживется в каждой из них, зависит от заинтересованности директора и родителей. Именно их воля и личный пример во многом определяет судьбу и здоровье ребенка.

Елена Петровская