Бесплатная медицина оказалась бессильна

12:56, 07.12.2010 / Верcия для печати / 1 комментарий

83-й федеральный закон испугал страну переводом государственных медицинских учреждений в платные. Но на всех уровнях власти нас убеждают, что все будет хорошо – бесплатная медицина останется, а реформа затеяна ради того, появилась конкуренция между медучреждениями разных форм собственности. «Доктор Питер» решил разобраться – что же в итоге будет с медициной в Петербурге.

Бесплатная медицина оказалась бессильна
Фото: фото с nnm.ru

Сложности выбора

В соответствии с 83-м законом (он называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») все медицинские учреждения Петербурга должны были до 1 ноября 2010 года определиться с формой собственности. Чтобы с июля 2012 года работать в новом статусе: казенных, бюджетных, автономных медицинских учреждений.

Но к середине ноября выбор сделали всего 24% городских учреждений – в основном это те, кто решил стать казенными (психиатрические клиники, тубдиспансеры, станции переливания крови, служба «Скорой помощи», дома ребенка, хосписы). Впрочем, и многие обычные клиники тоже захотели стать казенными - потому что с этой формой собственности есть хотя бы какая-то ясность. Предполагается, что для казенных учреждений практически ничего не изменится. К ним перейдут те права и обязанности, которые сегодня возложены на бюджетные учреждения. Как и сейчас, они будут финансироваться по смете в рамках установленного госзадания и оказывать ту же платную помощь, что и сейчас. Словом, статус казенного, как «крыша», гарантирует стабильность и спокойствие, он даже не требует переназначения руководителя.

Что предлагают тем, кто выберет статус бюджетного или автономного учреждения? Видимость экономической свободы. И бюджетные и автономные будут получать средства на выполнение госзадания в соответствии с ценой, установленной Минфином. Это давняя мечта бюджетников – получать деньги в «едином мешке» и самостоятельно распределять их. При этом сэкономленные деньги не будут изыматься в конце года, они будут переходить в следующий год на выполнение госзадания, значит, появится резон их экономить.

И бюджетные и автономные клиники могут брать кредиты. Но ни те, ни другие не смогут распоряжаться особо ценным имуществом (его список появится только в апреле 2011 года), совершение крупных сделок возможно с разрешения учредителя или наблюдательного совета.

Потенциальное преимущество автономного учреждения перед бюджетным состоит в том, что замучивший всех бюджетников 94-й ФЗ (о размещении заказов на поставки для госнужд) на него не распространяется. Ему не надо будет проводить тендеры и закупать товары и услуги по самой низкой цене из предложенных. Но опять же непонятно, распространяется ли эта свобода в использовании средств на всю деятельность учреждения или только на ту часть, которая не является госзаданием. А главные врачи говорят: «Не верим, что разрешат тратить государственные деньги по своему усмотрению, все равно задавят контролем». Зато у автономных есть возможность покупать качественное оборудование и создавать элитные отделения для платежеспособных пациентов.

Конкуренция временно отменяется

В Петербурге создана межведомственная рабочая группа. Она составила план поэтапного перехода госучреждений в новую форму собственности. Но пока нет подзаконных актов, она решила не пороть горячку и объявила 2011 год переходным периодом. То есть мы будем лечиться так же, как лечились в этом году. А руководители городских клиник будут привыкать к работе в новых условиях в щадящем режиме.

Новый закон призван создать конкуренцию, в том числе между частными, федеральными и городскими клиниками, но в Петербурге эту цель закона временно отменяют. Городские больницы и поликлиники уже начнут жить в условиях одноканального финансирования (из Фонда ОМС). Они получат те же деньги, что получали всегда, просто из другого источника (раньше часть затрат оплачивал город). Частные клиники, которые бились за одноканальное финансирование и полный расчет тарифов, пока остаются в стороне. И пока не ясно, будут ли эти более высокие тарифы действовать для федеральных медицинских учреждений в 2011 году.

Медицинский мир разделился на два лагеря. Одни верят в то, что цель новой реформы - создать конкурентные условий для медицинских учреждений всех форм собственности. Другие уверены, что настоящая цель – собрать деньги в виде налогов (с 1 января увеличивается единый социальный налог, что в итоге должно принести казне 460 млрд руб. за два года) и за счет этих денег довести, наконец, уровень учреждений здравоохранения всей страны до современного.

Когда это наконец случится, у жителей провинции появится возможность лечиться в своем регионе, а активно вытесняемые из медицинской жизни города клиники институтов и другие клиники федерального подчинения наконец перестанут делить пациентов на региональных и петербургских. Потому что оплачиваться медицинские услуги везде будут одинаково - и в федеральных, и в городских, и в частных клиниках в рамках единого для всех госзаказа.

- Конкуренция возникнет сама собой, - говорит президент Медицинской ассоциации Петербурга, главный врач Елизаветинской больницы Борис Тайц. - Наша больница переполнена – мы страдаем не от недостатка, а от избытка пациентов, они лежат в коридорах, на дополнительных койках в палатах. Понятно, что от этого страдает качество оказания медицинской помощи, а вот на доходах медицинского учреждения это не сказывается. В условиях работы по новому закону с таким количеством пациентов мы могли бы хорошо заработать. Но захотят ли в таких условиях лечиться пациенты, если в это время на полную мощность для города начнут работать федеральные учреждения, ВМА или Северо-Западный окружной медцентр, например? Они уйдут туда, если у нас не будет возможности оказывать качественную помощь.

Денег никто не обещает

Предполагается, что медицинские учреждения будут бороться за госзаказ и повышать качество обслуживания. Но откуда такая уверенность? Как считает петербургский экономист Станислава Ельсиновская, даже несмотря на то, что сегодня понять механизм формирования стоимости услуг по госзаказу невозможно, никто почти не сомневается, что формироваться он будет, как всегда: мешок имеющихся денег разделят на число медицинских услуг, оказанных в прошлом году, и в соответствии с полученным средним арифметическим будут формировать цены на лечение того или иного заболевания. Потребность в медицинской помощи не станет меньше, а у государства не появится больше денег. Получается, что госзаказ будет просто другим способом распределения тех же государственных денег. И руководители учреждений (бюджетных и автономных), получивших зеленый свет на оказание платных услуг, могут отказаться от борьбы за госзаказ в пользу оказания платных услуг.

Опасения, что автономные учреждения станут переходным этапом к платным учреждениям, отчасти оправданы, - считает президент Ассоциации главных врачей Петербурга Борис Тайц. - В отличие от сегодняшней ситуации, когда государство обязано так или иначе финансировать медицинские учреждения, по новому закону ни автономному, ни бюджетному никто не обещает денег. А потому нет уверенности в том, что на определенном этапе государство не скажет: «Денег нет, зарабатывай. Либо консервируй половину площадей и сдавай в аренду, либо оказывай платные услуги». В противном случае – банкротство, способ закрыть неконкурентоспособные учреждения. Практически все прежние попытки закрыть или перепрофилировать какую-то больницу приводили к акциям протеста, подключению к решению проблемы высоких должностных лиц. И это тоже одна из целей реформы – закрыть убыточные клиники. Или те, что занимают хорошие здания в центре города. (Кстати, поэтому руководители клиник, расположенных в центре города в старых домах, сейчас перестраховываются и заявляют о желании стать казенными. Но им, скорее всего, этот статус не дадут.)

Понятно, что реформа не ставит цель разрушить систему здравоохранения. Но у этой самой системы есть такие лакомые кусочки, на которые всегда найдутся желающие.

Акушерство не отдадим

В автономию рвутся немногие. Но среди желающих есть даже крупные клиники, например, 5-я детская больница, 2-я детская больница (святой Марии Магдалины), больница № 23. Правда, у здравомыслящих людей есть сомнения в том, что учреждения, оснащенные дорогим оборудованием, отпустят в «автономное плавание». По расчетам, автономными станут клиники, у которых и сегодня большой процент платных услуг. Такие, как, например, 83-я поликлиника, много лет работающая на хозрасчете.

Изначально предполагалось, что автономными захотят стать учреждения, оказывающие моноуслуги (стоматология, дерматовенерология, акушерство и гинекология). Но, например, главный врач 9-го родильного дома Владимир Атласов, хоть и написал заявление о выборе статуса бюджетного, уверен, что настоящего выбора у учреждений нет, скорее всего, это очередная декларация. И в результате будет так, как велит учредитель, то бишь городская власть.

Реформа без конца

Строго говоря, словосочетание «реформа здравоохранения» звучит все реже: предстоящие изменения теперь называют модернизацией. Предыдущие реформы, безусловно, себя не оправдали, но и это не реформа. Большинство экспертов уверены, что революционных изменений ждать в связи с ней не стоит, особенно пациентам.

Ни новая форма собственности, ни новые способы оплаты гарантированной медицинской помощи сегодня рядовому пациенту неинтересны и непонятны. Более того, они непонятны даже врачам. Однако, как считает специалисты, если случится чудо и все получится не «как всегда», появится реальная конкуренция между медицинскими учреждениями, у пациентов действительно будет выбор. Когда, во-первых, с изменением тарифов в систему ОМС войдут частные медицинские учреждения и стоимость медицинской услуги по тарифу обязательного страхования будет учитываться в оплате коммерческой медицинской услуги. Скажем, прием врача в частной клинике стоит 500 рублей, а тариф ОМС - 300. Пациент с полисом ОМС может доплатить 200 рублей и воспользоваться услугами частной клиники. Во-вторых, когда федеральным учреждениям откроют доступ к полному тарифу ОМС и они будут заинтересованы в приеме петербуржцев. В обоих случаях городские клиники рискуют оказаться в аутсайдерах.

Уверяют, что декларированная цель 83-го закона вполне достижима, если будет доработан закон об ОМС.

До конца этого и на протяжении всего следующего года те учреждения, что уже выбрали статус, могут передумать и вместо казенной формы собственности выбрать бюджетную, вместо бюджетной – автономную. Окончательное решение об утверждении статуса будет принимать не коллектив медицинского учреждения, не главный врач и даже не комитет по здравоохранению, а финансово-экономический блок Смольного и КУГИ.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

1 комментарий Оставить комментарий

С трудом представляю частные клиники в системе ОМС. Головной боли и затрат несоизмеримо больше, чем прибыли. Да и что это за частная клиника, которая по своей сути есть противоположность поликлиники государственной, в которую хлынут почти все. А где отсутствие очередей, комфорт, быстрота и анонимность? Работа с ОМС это все нивелирует. ИМХО.

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

×