Сергей Рязанцев: избавьте ребенка от каиновой печати глупости

10:18, 11.10.2011 / Верcия для печати / 4 комментария

«Доктор Питер» объявил 27 сентября о возможности задать вопрос заместителю директора НИИ уха, горла, носа и речи по научной и координационной работе, д.м.н., профессору Сергею Валентиновичу Рязанцеву. Сегодня мы публикуем ответы известного отоларинголога на ваши вопросы.

Сергей Рязанцев: избавьте ребенка от каиновой печати глупости

 

Ирина, 28 сентября 2011 г. 13:00

Сергей Валентинович! Где в Петербурге можно получить помощь фониатра, кроме ЛОР НИИ, у вас ведь прием только платный, а полиса ДМС у меня нет. Или, может быть, подскажете, что делать с голосом, который садится, как только начинается осень. Давно уже была по этому поводу у лор-врача, а она сказала, что это навсегда, потому что удалены гланды.

- Фониатрия - высокоспециализированная отрасль даже внутрь нашей узкой специализации – оториноларингологии. Она в основном занимается людьми, имеющими очень большую нагрузку на голосовые связки – певцами, учителями, дикторами… В нашем НИИ фониартическая служба очень мощная, но мы – федеральное учреждение и до сих пор могли принимать петербуржцев только по федеральным направлениям и платно. Но с сентября этого года разрешено принимать пациентов с полисами ОМС по направлению поликлиники. Обеспечить по ОМС этой специализированной помощью всех нуждающихся, мы, конечно, не сможем, поэтому у нас есть очередь. Есть еще одна возможность получить консультацию и лечение – в Городском фониатрическом центре на базе Мариинской больницы. Ну, а говорить заочно о том, что именно вам следует делать с голосом очень трудно. Рекомендации можно давать только после постановки точного диагноза.

karen, 28 сентября 2011 г. 22:27

Подскажите, что делать, если с осени до лета живу с постоянным насморком разной степени выраженности. Как только мерзнут ноги, например, в ожидании автобуса на остановке, сразу же насморк очень сильный. Через несколько дней просто заложен нос. Снова, если замерзнут ноги, - сильный насморк. Капли помогают ненадолго. Летом все нормально. Спасибо.

- Это очень распространенная жалоба в нашем климате. Имейте в виду, что более 7 дней подряд использовать капли нельзя – разовьется привыкание, и появится хронический или медикаментозный насморк. Вы страдаете от так называемого холодового насморка, чтобы он появился, достаточно промочить ноги. Это происходит оттого, что у нас есть природный рефлекс - переохлаждение ног ведет к замедлению движения ресничек, входящих в систему мукоцилиарного клиренса (мукус - слизь, цилия – ресничка, клиренс – очищение), действующую в носу. Реснички накапливают все вредное, что попадает в нашу носовую полость и как по конвейеру, передвигают в составе слизи к носоглотке, в пищевод, в желудок. Все микробы растворяются в желудочном соке. А если при переохлаждении реснички перестают двигаться, бактерии в полости носа накапливаются и размножаются, возникает насморк. Самый простой способ избавления от него - промывание носа солевыми растворами.

Я не знаю вашей истории болезни, но у меня все-таки есть маленькое подозрение на аллергию. Дело в том, что практически у 80 % обратившихся с такими жалобами я нахожу аллергический ринит. И действительно, по официальной статистике сегодня 30 % населения страдают этим заболеванием. Причем выявить его бывает очень сложно. У меня был пациент, который жил в экологически чистой зоне, в Лужском районе на берегу реки. Оказалось, что у него аллергия на споры плесневого грибка, который завелся в бревенчатом доме. Аллергический ринит может возникнуть как реакция на пылевых клещей в квартире. Летом он проявляется меньше, потому что квартиру чаще проветривают, выезжают на дачу…

То есть, я бы начал простую элиминацию солевыми растворами (выведение слизи), а если не помогает, назначил бы обследование у аллерголога. Есть старый фельдшерский метод диагностики и лечения, который используется там, где нет возможности обследовать больного целенаправленно. Скажем, мы предполагаем, что у пациента аллергический ринит, но доказательств этому нет. Начинаем его лечить соответствующими препаратами, получаем хороший результат и считаем, что у него был действительно аллергический ринит. Он сейчас очень легко лечится кортикостероидными препаратами. Если их применять правильно в течение месяца, они имеют эффект длительного последействия (ремиссии).

Людмила, 29 сентября 2011 г. 10:50

У меня вопрос по поводу гайморита. Хирурги уверяют, что это заболевание можно вылечить только хирургическим путем с помощью пункции. А ЛОР-терапевты назначают физиотерапию и антибиотики. Кто, по-вашему, прав? И есть ли способы избавления от гайморита или хотя бы длительной ремиссии без обострений?

Судя по окончанию вопроса, вы говорите либо о рецидивирующем верхне-челюстном синусите (правильное название гайморита), либо о хроническом. Сейчас, действительно, очень хорошая фармакология и, несмотря на то, что я хирург, поддерживаю терапевтов. Лекарства позволяют эффективно лечить гайморит беспункционно, как это популярно за рубежом. Хотя там это популярно не от хорошей жизни. На Западе отоларингологи занимаются высокой хирургией, а лечат терапевты и врачи общей практики. У нас в стандартах лечения пункция сохранена. Для чего она необходима? Чтобы эвакуировать гной, избавить от которого без прокола можно только очень высокими дозами антибиотика, большой лекарственной нагрузкой. Если на снимке – высокий уровень жидкости, все признаки воспалительного процесса (вывод делается на основе анализа крови, обнаружения гноя в носовой полости), то, может быть, лучше сделать 1-2-3 пункции на курс лечения, и результат достигается быстрее и проще. Поэтому я бы выбрал пункцию – не такая уж болезненная это процедура, она проводится с хорошей анестезией, хотя, действительно, не самая приятная.

Впрочем, сейчас интересы пациентов (избежать прокалывания) и интересы врачей (не делать прокалывание) совпадают. Дело в том, что стоимость проведения процедуры не оценена должным образом – слишком дешевая, поэтому отоларингологи делать ее не хотят, врачи общей практики и терапевты не могут – не умеют. Так что без жестких показаний лишнюю пункцию никто делать не будет.

Дарья, 29 сентября 2011 г. 18:10

Добрый день. У меня кривая носовая перегородка. Жить мне это не мешает, дышу нормально, только насморк часто. Но окружающие утверждают, что я говорю в нос. Можно ли этот дефект исправить с помощью операции по выпрямлению перегородки? Можно ли как-то поставить речь, чтобы избавиться от этого дефекта?

- Около трети европейского населения живут с искривленной перегородкой носа разной степени кривизны, но людей, которым необходима операция по ее исправлению в 100 раз меньше. Потому что делать ее следует, только если она действительно является препятствием для дыхания. Гнусавость говорит о том, что вы не полностью дышите носом. За рубежом был такой прибор, который по степени гнусавости определял степень проходимости носовых ходов. У нас я такого прибора не встречал, но у нас есть другие приборы для оценки качества дыхания, они дают объективное представление о состоянии полости носа. Однако оценка, насколько мешает именно искривление перегородки носа, может быть обманчивой. У меня было много пациентов, у которых было небольшое искривление и нос не дышал, но выяснялось, что дышать мешает вовсе не перегородка, а аллергический ринит. Пролечиваем его, и вопрос об операции отпадает сам собой.

Михаил, 29 сентября 2011 г. 18:13

Сергей Валентинович, скажите, пожалуйста, можно ли избавиться от насморка с помощью промывания носа, например, соленой водой? Полезны ли такие промывания?

- Безусловно, полезны. Это обычная элиминация – выведение из носа скопившегося содержимого. Как мы моем руки, избавляясь от опасности инфицирования кишечными инфекциями, так же моем полость носа, избавляясь от инфекций, передающихся по воздуху. Во время эпидемии те, кто промывает полость носа, реже болеют. В Москве в 1990-е годы это было доказано научными исследованиями. Сейчас в наших аптеках - около 20 препаратов, созданных на основе морской воды – Адриатического, Северного морей, Атлантического океана… Вода – это раствор солей, аналогичный составу крови – 0, 9% NaCl, то есть по сути обычный физиологический раствор, а не чистая морская вода, как многие думают, - она сильно жжет. Это ее изотонический раствор. Из многообразия представленных в аптеках препаратов можно выбрать как дешевый, так и дорогой. Важно внимательно выбирать препарат, который вам подходит и соответствует соотношению «цена-качество». Например, сейчас появились специальные устройства для промывания носа. Одно из таких относительно недорогих устройств выпускает новосибирский завод. Устройство неплохое, но соль в пакетиках, которая продается специально для использования в этом устройстве, по существу обычная. Она не может столько стоить и рекламироваться, как панацея. По простому это называется развод.

На худой конец можно самому сделать раствор обычной поваренной соли и промывать полость носа им. Главное, чтобы использование этого раствора было комфортным, поэтому концентрацию соли следует подобрать опытным путем. В прошлом веке, когда ничего у нас не было, мы рекомендовали раствор: по половине чайной ложки соли и соды, 2-3 капли йода - на стакан воды.

Нина, 29 сентября 2011 г. 18:41

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько раз в год можно проходить курс в соляной пещере с ребенком 6 лет? Мы делаем курс из 10 процедур два раза в год - весной и осенью - уже два года. Таким образом воздействуем на аденоидит 2-й степени + атопический дерматит. Нам хорошо помогает, стали гораздо меньше болеть, но боюсь, не возникнет ли осложнения от накопления соли, если мы будем плюс к курсам, ходить еще 1 раз в неделю, как советуют в галокамере. Спасибо.

- Если помогает, надо этим пользоваться. Соль безвредна, все лишнее выйдет.

Нэлли, 30 сентября 2011 г. 14:23

Здравствуйте, Сергей Валентинович. При посадке в самолете у меня сильно заложило уши. Затем одно отошло, а левое ухо вот уже неделю так и остается заложенным. Создается сильный дискомфорт. Спасибо.

- Это довольно распространенная патология, которая получила название аэроотит или тубоотит. Дело в том, что, как говорил Остап Бендер: «На каждого гражданина, даже партийного, давит атмосферный столб весом 214 кило». В обычных условиях мы его не ощущаем. Но постоянное давление есть и у нас в ушах, оно соответствует атмосферному. Если давление в ухе по каким-то причинам отличается от атмосферного, мы его чувствуем, как заложенность. Происходит это, потому что даже при небольшом насморке узкая слуховая труба, соединяющая нос с ухом, может отекать и при резких перепадах давления, например, в полете на самолете или при спуске в метро, она закрывается и создает ощущение заложенности уха. Чтобы избежать этого, перед взлетом капните 2-3 любые капли в нос, то же самое сделайте при посадке. А если человек заболел и у него при сильном насморке закладывает уши, или ощущение заложенности остается после полета, надо закапать нос и попытаться продуть ухо: закрыть нос и сделать выдох. Но не переусердствовать. Сначала уши заложит, потом отпустит и так несколько раз. Это и есть механизм продувания слуховой трубы. Но если ухо заболело, то обратитесь к отоларингологу, лучше, если специалист его продует или назначит необходимое лечение.

Inna, 30 сентября 2011 г. 21:46

Подскажите, пожалуйста, самый действенный способ уберечься от осенне-зимних ОРВИ и гриппа. Спасибо.

- Конечно, на первом месте закаливание организма – укрепление иммунитета. Заниматься этим никогда не поздно, но все-таки начинать лучше летом. В период эпидемии нас спасет маска, но не всегда. Кроме того, одноразовые маски надо правильно носить. Но у нас, как, кстати, и в Европе, нет культуры ношения масок, в отличие от Китая или Японии.

Доказано, что болезнь, передающаяся воздушно-капельным путем, передается и через руки. Поэтому в период эпидемии следует чаще их мыть.

Из профилактических средств оксолиновая мазь была единственным средством защиты от насморка. Недавно у нас появилось еще одно – «Назоваль». Мы его пока не исследовали в достаточной степени. Это порошок, который впрыскивается в нос и на слизистой превращается в гель. Скапливающиеся в полости носа патологические микроорганизмы через 2-3 часа высмаркиваются и удаляются из носа. Снова впрыскивается порошок. Так что сейчас есть возможность выбирать – промывание носа, гель, мазь.

Anna, 3 октября 2011 г. 14:17

Действительно ли ребенку обязательно удалять аденоиды, как рекомендует врач? Беспокоят частые насморки и отиты, но делать операцию малышу не хочется (3,5 года). Спасибо.

- Делать или не делать операцию, решает врач, а решение зависит от степени аденоидов. Если они уже 3-4-й степени, надо удалять обязательно. 1-2-ю степени можно попытаться лечить консервативно. Это те же промывания, кортикостероидная терапия в случае аллергических аденоидов. Но все-таки, если врач советует, лучше их удалить. Операция несложная и очень благодарная. Старые врачи говорили, что после удаления аденоидов ребенок распускается, как бутон после дождя.

А вот если не последовать рекомендации врача и отказаться от объективно необходимого удаления, у ребенка появляются не самые приятные изменения внешности - «каинова печать глупости» – развивается так называемый аденоидный хабитус: маленький носик, массивная челюсть. Глядя на взрослого человека, я могу сразу сказать, были ли у него в детстве аденоиды или нет. Помните, скандал в Белом доме с Моникой Левински? Ее фотографиями пестрели средства массовой информации. По ее лицу сразу ясно – родители в детстве не удалили аденоиды. Они блокируют лимфо- и кровообращение и не дают поступать питательным веществам в область носа, все достается нижней челюсти.

Удалять аденоиды надо и потому что они провоцируют возникновение более серьезных проблем: хронические экссудативные отиты, кривая носовая перегородка, асимметрия лицевого скелета и даже нарушение умственного развития ребенка. Совсем неслучайно человеку, который изобрел аденоктомию в Скандинавии поставили памятник. Это один из немногих памятников врачу в мире.

Вашему ребенку 3,5 года, это самый «аденоидный» возраст – от 3 до 5 лет. Если врач рекомендует удалять их, значит, надо решаться.

Елена, 4 октября 2011 г. 12:47

Добрый день. Расскажите, пожалуйста, что нужно делать человеку с хроническим гайморитом, чтобы нормально жить в Петербурге, особенно осенью и зимой.

- В 1961 году международное сообщество врачей и анатомов приняло новую номенклатуру заболеваний и запретило анатомические структуры называть по фамилии врачей. А название «гайморит» происходит от имени доктора Гаймора. Поэтому правильно называть это заболевание верхне-челюстной синусит.

Чтобы мирно сосуществовать с хроническим гайморитом (синуситом), не следует его доводить до серьезного обострения. Для этого существуют специальные препараты – муколитики и секретолитики, то есть препараты, которые разжижают секрет. В Германии до сих пор самый популярный препарат для лечения гайморита - синупрет, который был изобретен в 1937 году. Используется также «Геломиртол форте», неплохие препараты – «Флуимуцил», «Ринофлуимуцил». «Флуимуцил» - препарат ацетилцистеиновой кислоты, очень эффективный, у нас больше популярен его дженерик – АСС.

Эти лекарства останавливают синусит на начальной стадии. Все они пероральные, только «Ринофлуимуцил» – препарат местного действия.

irina, 4 октября 2011 г. 12:56

Скажите, может ли из-за довольно редких отитов (раз в 1-2 года) ухудшиться слух? Моему сыну 13 лет, у него с детства - отиты, и он всегда очень громко включает телевизор, уверяя, что иначе ничего не слышит.

- Вам нужна консультация отоларинголога. Бывают два типа снижения слуха. Первый - звуковоспринимающий тип, он связан с поражением слухового нерва и в этом случае мы не можем ничего сделать. Как правило, он возникает как последствие перенесенного гриппа, приема некоторых антибиотиков. Второй, наиболее частый – звукопроводящий тип, он связан с патологией среднего уха. Частые отиты могут привести к перфорации перепонки (образованию дырочки) или к образованию рубцов. Чтобы определить, какой тип снижения слуха появился у конкретного пациента, проводится довольно простое обследование и в зависимости от типа назначается лечение. В вашем случае я на 90 процентов уверен, что это звуковопроводящий тип потери слуха, но гадать не стоит, лучше обследоваться.

Алиса, 4 октября 2011 г. 16:35

Последнее время замечаю, что ухудшается слух. Терапевт сказал, что это может быть из-за пробок в ушах. Как часто надо их удалять и можно ли это сделать в поликлинике? Могут ли пробки стать причиной заболеваний уха?

- Это продолжение предыдущего вопроса. Ухудшение слуха, связанное с серными пробками, корректируется легко. Появляется оно, понятно отчего – оттого, что в ушах скапливается сера. Несмотря на название, она не имеет никакого отношения к той сере, которая используется при изготовлении спичек. До Михаила Ломоносова эта сера называлась сульфа, а наш великий ученый был русофилом и старался перевести все химические названия на русский язык. И он назвал химический элемент "сульфа" серой. Отсюда и началась путаница. В русском языке «сера» это грязь. И в ушах у нас образуется не сера, как химический элемент, а обычная ушная грязь – продукт деятельности желез. Они выделяют серу и она постепенно выходит наружу. Если человек два-четыре раза в неделю во время душа или умывания моет уши водой с мылом, то все, что скапливается в преддверии уха вымывается и этого достаточно. Иногда у человека бывает гиперпродукция серы на фоне нарушения обменных процессов. У некоторых есть навязчивое желание постоянно ковыряться в ушах и чистить их. Но известно, что чем чаще корову дергать за вымя, тем больше будет молока. То же происходит с серными железами: чем чаще их раздражать – чистить ватными палочками, тем больше они будут продуцировать серу. Если мы всегда, даже палочками чистим ее в преддверии уха, ничего страшного не происходит. Как только мы начинаем запихивать ее глубоко, она попадает туда, где механизма вывода серы нет, и она накапливается, образуя серные пробки. До поры до времени они не мешают: если сохранено хоть маленькое полулунное отверстие, даже через гигантские серные пробки будет проходить воздух. Но если туда попала хотя бы капелька воды, пробка набухает, человек резко теряет слух. Удалить пробку несложно, но сделать это может только врач или медсестра в условиях поликлиники.

Дмитрий, 5 октября 2011 г. 10:53

У меня был неприятный запах изо рта, выяснилась причина - хронический тонзиллит, врач сказал, что надо удалить гланды. Думал, проблема решена, но через пару лет понял - запах остался, видимо из-за корней гланд. Как мне лучше поступить? Ведь корни удалить уже не получится, а они воспалены хронически. Если ли методы лечения, и где лучше лечиться? Спасибо большое.

- Появилась даже отрасль медицины, которая изучает неприятный запах изо рта – галитоз. Он может быть обусловлен и хроническим тонзиллитом. У нас в институте защищена диссертация, в которой была исследована возможность постановки диагноза «хронический тонзиллит» на основе запаха изо рта с помощью прибора. Диссертация была защищена, честно говоря, со скрипом, потому что оставались открытыми вопросы: «А где гарантия, что запах – не из желудка? Не от больных зубов? Не из-за проблем в полости носа?». Ведь причин его возникновения много, поэтому в любом случае лучше, кроме отоларинголога, тщательно обследоваться еще у стоматолога и гастроэнтеролога. Справиться с запахом можно двумя путями – либо найти истинную причину и разобраться с ней, либо маскировать запах с помощью разных средств, которых сейчас довольно много. Я думаю, что в вашем случае причина, скорее всего, кроется в желудочно-кишечном тракте.

Alex, 5 октября 2011 г. 14:50

Чем опасна киста гайморовой пазухи? Нужно ли её оперировать и каким способом?

- Киста гайморовой пазухи - частая находка на рентгеновском снимке. Мой совет: если она не беспокоит, лучше ее не оперировать. Хирургическое лечение мы рекомендуем, когда появляются боли, чувство распирания в пазухе, появляется односторонний насморк. А если мы узнали о ней только по рентгенограмме, она не представляет опасности, тем более что по рентгену мы не можем определить, это киста или кистоподобное образование.

У меня есть больные, которые по 20 лет живут с этой кистой, она не растет. Не следует бояться, что киста может переродиться в онкологическую опухоль. Для этого нужны другие причины. Вообще, в отоларингологии рак гортани занимает 90 %, 5% – рак глотки и лишь 1-5 % – рак уха, носа и носовой пазухи.

Но если беспокоит, надо прооперировать – это несложная операция.

Лена, 5 октября 2011 г. 15:47

Сергей Валентинович, здравствуйте! Посоветуйте эффективные методы профилактики ОРВИ и лечения насморка! У меня есть сын полутора лет, в этом году мы просто страдаем от частых насморков: чуть только погода испортится (похолодает и станет ветрено), как он хлюпает носом - и на 2 недели... Педиатр советует промывать нос и закапывать ИРС-19. Но все равно насморк длится около 2 недель. Просто не знаю, что делать: одеваю вроде по погоде, аллергиями по результатам анализов не страдает...

На это вопрос я уже ответил выше. Что касается ИРС-19 – это иммуно-респираторный спрей с 19 основными патологическими микроорганизмами. Его использование во время острой стадии болезни – вопрос спорный. На мой взгляд, этот хороший препарат стал жертвой рекламы: его стали часто применять и он мало кому помогает. Хотя на самом деле с его помощью можно защититься на 3-4 месяца от вирусных заболеваний и, естественно, насморка. Практически это краткосрочная прививка. В течение месяца следует брызгать в нос этот препарат, и у ребенка вырабатывается иммунитет на 19 микроорганизмов, входящих в него. Если он в течение ближайших месяцев «встретится» с каким-то из этих вирусов, не заболеет.

Лена, 5 октября 2011 г. 22:23

Можно ли при дырке в барабанной перепонке (уже много лет) капать спиртовые капли (другие не помогают)?

- Нет, спиртовые капли вызывают жжение. Нельзя также капать препараты, содержащие аминогликозидные антибиотики, - они могут вызвать поражение слухового нерва и глухоту. К сожалению, у нас 90 % ушных капель основаны на аминогликозидных антибиотиках, начиная от «Софрадекса» и «Гаразона»… Они предназначены в основном для наружных отитов. А если есть перфорация, требуются неспиртосодержащие капли без аминогликозидов. Их мало – всего три. Они сделаны на основе фторхинолонов – «Цепролекс», «Цепромед», «Нормакс». Неплох также «Кандибиотик».

Олег, 6 октября 2011 г. 12:51

Очень часто попадает пища "не в то горло" - кашляю после этого страшно, а потом болит в грудной клетке. Это какое-то неправильное строение горла или может быть связано с какой-то болезнью? Спасибо.

- Скорее всего, это связано с аномалией развития надгортанника. Это нестрашно, просто нужно быть осторожным при приеме пищи. У нас существует так называемый перекрест на уровне гортани между пищеводом и дыхательным горлом. Если мы ляжем на спину, то видно, что спереди находится рот, а сзади - нос, а ниже, наоборот, спереди – дыхательное горло, сзади – пищевод. Пищевод проходит над дыхательным горлом. Когда мы дышим, надгортанник открыт, мы глотаем воду или пищу - он закрывается. Часть пищи при этом может попадать в дыхательное горло, если надгортанник от рождения маленький. Но чаще всего, это происходит, когда человек просто нарушает правила приема пищи. Почему говорят: «Когда я ем, я глух и нем?». Если человек во время приема пищи разговаривает, надгортанник находится в состоянии разбалансировки и частично пища попадает в дыхательное горло. Но иногда это происходит и при болезни. Наиболее характерно это для инсультных больных – они поперхиваются пищей после перенесенного кризиса, это его неврологическое проявление. Боли в трахее обусловлены попаданием в нее веществ, непредназначенных для нее. Естественно, что они вызывают ожог трахеи и болевые ощущения. Со временем все, что в нее попало, откашливается.

Есть еще одно заболевание, которое может стать причиной неприятного попадания пищи в трахею – гастро-эзофагеальный рефлюкс (ГЭРБ). При нем желудочный сок забрасывается в пищевод, а оттуда попадает в дыхательное горло, вызывает ожог слизистой оболочки, голосовых связок и трахеи, появляются охриплость, боли и так далее. Особенно часто это происходит ночью.

Евгения, 6 октября 2011 г. 13:30

Здравствуйте! С недавнего времени в ЛОР НИИ стали принимать пациентов по ОМС. Я как раз и стала тем пациентом, взяв направление у лора в районной поликлинике, записалась к специалисту ЛОР НИИ. Не хочу указывать фамилию конкретного врача, так как по моим наблюдениям её коллеги так же воспринимают ОМС-ников: как обузу, лишнюю нагрузку, как пациентов, которых бы они не хотели видеть и лечить. Помимо речей докторов, произносимых заметьте вслух и при посетителях, такой подход и в лечении пациентов с полисами ОМС: грамотный посыл, только без использования трёх букв. На повторной консультации я четко сказала врачу, что хочу избавиться от своей проблемы и по итогам назначенного ей лечения она не решена, а временно притуплена. Доктор назначает мне гомеопатические полоскания, 10 через 10 дней и отправляет обратно в районную поликлинику...

- Мне жаль, что вы не называете фамилию врача и не даете нам возможности разобраться в ситуации. Да, врач вел себя явно неправильно. Объективности ради хочу пояснить: ЛОР НИИ – федеральное учреждение и впервые принимает пациентов по ОМС, но тариф, который нам установили, не перекрывает зарплату ни медсестры, ни врача, даже традиционных средств и инструментов, которые расходуются в процессе постановки диагноза и лечения. Но проблема не только в этом.

В фонде ОМС просчитали, что врач поликлиники может принять 80 больных за смену. И как за рабочий день можно успеть выполнить все, что принято по нашим стандартам? Но в ОМС считают, что тарифы, действующие в районной поликлинике и у нас, должны быть одинаковыми. Получается, что участие исследовательского института в программе Терфонда ОМС – это лишь возможность восполнить дефицит отоларингологов в районной сети. Поэтому по ОМС мы должны делать лишь тот базисный осмотр, который и предусмотрен этой системой. Если проблема сложнее, дополнительное время врача и использование сверхнормативной диагностики требуют дополнительного финансирования. Платная консультация профессора у нас стоит 1800 рублей, а по ОМС 180! Бесплатной медицины нет, если больной не платит сам, за него платит фонд ОМС, а фактически – государство. Другое дело, что пациент должен иметь представление о том, что он может получить по полису ОМС, эта информация вывешена в регистратуре. Наш НИИ должен решать сложные проблемы, а не заменять собой поликлинику, которая, чтобы избавиться от назойливого больного, направляет его к нам.

У нас научно-исследовательский институт и наша основная задача – научные исследования. Как попасть на бесплатное лечение в наш институт человеку со сложной проблемой? Мы на сайте публикуем информацию о проведении исследований на определенную тему и приглашаем пациентов, страдающих определенным заболеванием. Кроме того, по федеральной программе у нас не загружены койки, предназначенные для проведения высокотехнологичных операций (программа ВМП). У нас много иногородних и очень мало петербуржцев – парадокс. Кроме того, у нас есть программа СМП – специализированная медицинская помощь. То есть, если комитет по здравоохранению признает, что определенный вид помощи можно получить только в нашем медицинском учреждении, он дает соответствующее направление. И мы с радостью возьмем этих пациентов. Но, к сожалению, чиновникам городской системы здравоохранения трудно признать, что они не могут оказать какую-то помощь.

Лариса, 6 октября 2011 г. 13:38

У меня застарелый гайморит, особенно сильный с правой стороны. С этой же стороны у меня киста в десне над верхним зубом. Когда воспаляется киста - начинает обостряться гайморит, и наоборот. Как связаны эти два явления? Может ли воспаление в пазухе переходить на зуб? Что сначала лечить? Спасибо.

Это одонтогенный (зубной) гайморит, при котором зубы контактируют с пазухой и киста, образовавшаяся на них, может даже прорасти в пазуху, поэтому, естественно, начинать лечение с посещения отоларинголога бесполезно, надо лечить зубы. Стоматолог решает, как это делать – либо удаляет кисту с корня зуба, либо удаляет сам зуб. Вторая причина одонтогенного гайморита: попадание пломбировочного материала в пазуху во время лечения зуба – в пазухе он затвердевает как инородное тело, и развивается воспалительный процесс - синусит. До тех пор пока не удалишь этот инородный материал, вылечить его невозможно. Это как пуля, которую необходимо удалить.

Борис, 6 октября 2011 г. 13:41

Помогает ли оксолиновая мазь против вирусов? Или с таким же успехом слизистую можно смазывать детским кремом?

Лучше все-таки оксолиновой мазью, в ней содержатся противовирусные компоненты. Любой жирный крем затрудняет движение ресничек, входящих в систему мукоцилиарного клиренса, из-за чего болезнетворные микроорганизмы могут накапливаться на слизистой носа. Этот процесс я описал во втором вопросе.

Светлана, 6 октября 2011 г. 17:26

Здравствуйте, Сергей Валентинович. У меня проблема - с рождения почти нет обоняния и постоянный несильный насморк. Сильные запахи (ацетон, спирт) я чувствую, а более слабые - очень редко. На юге обоняние улучшается. Существуют ли процедуры или операции, которые помогут мне нюхать?

- Да, конечно, если кривая перегородка не допускает запахи в обонятельную челюсть, потребуется хирургическое лечение. Но чаще всего причина кроется в аллергическом воспалении, как правило, не сильном, но именно оно не дает попасть запахам в обонятельную щель. Новое в этой области – лечение кортикостероидами. Лечение кортикостероидными спреями позволяет восстановить потерянное обоняние.

На юге запахи чувствуются, потому что снимается отек. А то, что вы чувствует ацетон и спирт, к сожалению, ни о чем не говорит, это не запахи. Это раздражение тройничного нерва. Вообще, если кроме ацетона и спирта человек никогда не чувствует других запахов, это означает, что обонятельные нервы погибли.

Иван, 6 октября 2011 г. 17:28

Сергей Валентинович, скажите, пожалуйста, что делать, если каждое утро часов в пять возникает заложенность носа? В остальное время суток насморк не беспокоит.

- Жаль, что вы не сообщили возраст, поэтому могу предположить такой механизм. У нас существует так называемый носовой цикл. В течение суток каждая половина носа набухает, в это время вторая симметрично суживается. Если хоть немного искривлена носовая перегородка, то в момент максимального носового цикла носовой ход может перекрываться и дыхание затрудняется. Видимо, этот момент у вас и приходится на 5 часов.

Я ринолог и стажировался в Английском институте простуды и насморка – единственном в мире. Там проводилось много научных исследований, одно из них связано с утренней эрекцией. Утром у молодых мужчин возникает эрекция. Британские ученые выяснили, что  ткань носовых раковин на 100 % соответствует тканям полового члена. В ходе исследования они установили, что во время полового возбуждения закладывается нос, а во время полового акта заложенность носа полностью пропадает. Есть много разных работ на эту тему. Но это уже область большой науки, и ею занимаются не отоларингологи, а физиологи.

Ольга, 6 октября 2011 г. 23:49

Какими наушниками лучше пользоваться: большими наружными, маленькими, вставляющимися в уши, или похожими на слуховые аппараты (надеваются на ухо)?

- Надо пользоваться наиболее гигиеничными – наружными. Внутренние могут вызывать раздражение слухового прохода, наружные отиты, грибковые поражения уха. За чистотой любых наушников надо следить. И помните, что они довольно опасны. Исследования, которые проводились в нашей стране, установили, что слух у людей, которые любят слушать плейер, снижен. При прослушивании плейера через наушники происходит постоянное перерождение слухового нерва. И снижение слуха у меломанов примерно такое же, как у рабочих Кировского завода, работающих без шумовой защиты у штамповочного станка. Поэтому в любом случае будьте осторожны.

Ольга, 6 октября 2011 г. 23:50

Как правильно использовать наушники – надевать ли на них амбюшоры?

Это вопрос соблюдения гигиены, а не защиты от шумового воздействия на уши. Главное, чтобы с амбюшорами или без них, наушники были чистыми.

Оксана, 7 октября 2011 г. 00:39

Как правильно ухаживать за ушными раковинами, если у них жирная кожа? Можно ли их протирать спиртом?

- Нужно протирать кожу обычными косметическими лосьонами.

Алексей, 7 октября 2011 г. 00:47

Почему часто «закладывает уши»? Даже не в самолете и не в метро, а без видимых причин?

- Если уши закладывает у ребенка, то причина чаще всего в аденоидах, у взрослого причиной становится ринит - аллергический или неаллергический. Проблема заложенности уха - это проблема слуховой трубы, а проблема слуховой трубы в любом случае – проблема заложенности носа. То есть нужно бороться с насморком.

Екатерина, 7 октября 2011 г. 12:42

Добрый день. После прошлогодней болезни я стала плохо слышать. Аппаратное исследование показало потерю слуха 30%. Есть ли возможность восстановить слух?

- Если потеря слуха произошла по типу звуковосприятия после перенесенного гриппа, то восстановить его можно лишь в течение трех месяцев после болезни. Если по типу звукопроведения – то восстановление слуха возможно полностью. Прежде чем говорить о лечении и прогнозе, необходимо уточнение вашего диагноза. Это можно сделать в нашем институте.

Сергей, 9 октября 2011 г. 23:05

Правда ли, что у всех искривлена носовая перегородка после 30-40 лет?

- Нет, у взрослых она не искривляется. Все мы выросли, в том числе перегородка, из детства. Если бы детские врачи работали хорошо, взрослым лор-врачам было бы нечего делать. Самая распространенная причина искривления перегородки в детстве - аденоиды, которые блокируют лимфо- и кровообращение, из-за чего череп формируется неравномерно – нижняя челюсть растет быстрее, чем верхняя, и перегородка начинает искривляться. У взрослых причина искривления носовой перегородки – в основном травмы (бытовая, спортивная, военная и так далее).

Аня, 10 октября 2011 г. 01:48

Почему у меня насморка почти никогда нет, а ощущение заложенности носа - есть.

- Аллергический ринит делит людей на две группы - на сморкальщиков и сопельщиков. Сопельщики – те, у кого нос заложен, сморкальщики – те, у кого из носа течет. Хотя считается, что если течет – это насморк, а если не течет – насморка нет. На самом деле в обоих случаях проблема одна, но в действие она приведена разными механизмами.

inga, 10 октября 2011 г. 11:09

Не появилось ли какого-либо нового лекарства для лечения атрофии слизистой носа?

Нет, к сожалению. Для лечения атрофии слизистой глотки появились гипертонические солевые растворы (очень сильные) – они помогают при атрофии. Для носа их никто не использовал. Поэтому для его лечения применяется прежнее традиционное лечение, но оно по-прежнему малоэффективно.

© Доктор Питер

Рубрики: Отоларингология

4 комментария Оставить комментарий

Вообще-то, в систему ОМС учреждения вступают сами, по заявке. Никто их туда не тянет. Уж если вступаешь туда - будь добр соблюдать и принятые там правила. Не хотите работать в ОМС - написали заявление и покинули программу.

И это действительно так...

Благодарю Сергея Валентиновича за интересные и искренние ответы. Как терапевт узнала много полезного.Низкий поклон .

подскажите пожалуйста может ли из за кривой перегородки в носу одно ухо слышать лучше другого.

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

  • Детская городская больница №5 им. Н.Ф. Филатова
    Может, нам повезло, но остались приятные впечатления от больницы. Поступили в реанимацию экстренно. Пока малыш находился в реанимации, к нам...
    5.0 Отзыв от 14 декабря 2017 22:47
    Читать дальше
  • Поликлиника №88
    Попала на прием к лору в 88й поликлинике в первый раз (Оз Р.М.). Что мне понравилось, что она максимально внимательно и заинтересованно меня...
    4.7 Отзыв от 13 декабря 2017 19:40
    Читать дальше
  • "СМ-Клиника"*****
    Видимо какое-то осенне-зимнее обострение у всех - на парковке не протолкнуться, очередь на стойке регистрации и сам прием минут на 10 задержали. С...
    4.0 Отзыв от 13 декабря 2017 17:12
    Читать дальше
Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×