Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Помогут ли новые СанПиНы сохранить здоровье школьников

Здоровье школьников ухудшается - забили тревогу чиновники и разработали новые СанПиНы взамен предыдущих выпуска 2002 года. Теперь они учитывают каждую мелочь – от цвета занавесок до количества унитазов, не говоря уже о школьных партах, высота которых должна строго соответствовать росту ребенка. Изменится ли от таких нововведений здоровье детей, попробовал выяснить «Доктор Питер».

1 сентября 2011
Помогут ли новые СанПиНы сохранить здоровье школьников
Источник:
фото с sch463.edusite.ru

Главный виновник школьных болезней - парта

К учебным заведениям предъявляется два вида требований. Первые относятся к организации условий обучения, то есть собственно к школе, ее помещениям, мебели и всему инвентарю. Все это теперь строго регламентировано. Вторая категория нормативов касается учебного процесса, который тоже рассчитан по минутам.

Как рассказала доцент СПбАППО, к.п.н. Маргарита Колесникова, существуют три группы школьно-зависимых болезней: проблемы опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и заболевания, связанные с последствиями школьных стрессов - болезни сердечно-сосудистой и нервной систем. Две первые группы как раз зависят от рабочего места и организации условий труда.

- Поэтому в новых СанПиНах четко обозначена необходимость наклона стола, обеспечивающего физиологически нормальный угол зрения. По старым нормативам школам полагалось иметь только стул соответствующей высоты. Теперь в начальную школу вновь возвращается знаменитая парта Эрисмана – фиксированный стул относительно стола и обязательный наклон парты, которые позволяют легко держать рабочую позу. Изобретена парта еще в 19 веке, а когда ее отменили, у школьников резко выросла заболеваемость сколиозом и другими болезнями опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, врачи уже просто кричат о росте детской близорукости. Впрочем, достаточно заглянуть в любой класс, особенно к старшеклассникам, и можно увидеть, как ученики пишут носом, лежа на партах.  

По словам главного детского офтальмолога, профессора Евгения Сомова, если на расстоянии 30 см от предмета до глаза физиологическое напряжение аккомодации (приспособление глаза к видению предметов на различных расстояниях) составляет 3 диоптрии, то сократив его всего на 5 см, глаз затрачивает усилие уже в 4 диоптрии. Что происходит, когда глаз упирается в рассматриваемый объект, можно догадаться.

- Это равносильно тому, что вы положите в карман килограммовую гирю и будете ходить с ней целый день. И так изо дня в день у школьников вырабатывается привычное избыточное напряжение аккомодации, что и приводит к возникновению и прогрессированию близорукости.

Стоя за конторкой

Соблюдать самые физиологичные угол зрения и расстояние до предмета изучения поможет и дополнительное оборудование, к которому относятся рекомендуемые и тоже издавна известные конторки. Конторка – это полупарта, которую ставят на стол. Она регулируется по высоте и имеет правильный угол наклона 15-17°. За конторкой ребенок занимается стоя, что позволяет разгружать позвоночник и менять позу. Правила требуют использовать конторки определенное время по 7-10 минут ученикам начальной школы, по 15 минут – учащимся с 5-го по 11-й класс. Система такая: сначала один ученик постоял за конторкой, потом поменялся с соседом. Для нормальной работы нужно всего несколько конторок на класс.

Кстати, конторки тоже не выдумка дизайнера, а идея врача – их предложил использовать известный офтальмолог В. Ф. Базарный, который считал основной проблемой ухудшения здоровья детей неизменную позу во время учебы.

Черным не по белому

Однако конторки лишь рекомендованы в школах, будут ли их использовать - зависит непосредственно от учебных заведений, то есть администрации. А вот классные доски должны быть непременно темно-зеленого цвета и иметь антибликовое покрытие. Маркерные доски белого цвета могут применяться только дополнительно, например, для демонстрации наглядных пособий. При этом цвет маркера должен быть контрастным – черным, красным, коричневым или темных тонов синего и зеленого. Интерактивная доска в классе тоже допускается, но необходимо обеспечить «равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости».

Глазам полезен естественный свет, поэтому шторы с ламбрекенами и другие устройства на окнах, ограничивающие естественную освещенность, не допускаются. Занавески в классах должны быть светлых тонов и хорошо пропускать свет.

Трудно ли выполнить требования СанПиНов

Покрасить стены и приобрести нужные занавески не представляет труда. Сложнее со школьной мебелью. По новым правилам в классах должно быть не менее трех вариантов школьных парт типа «стул-стол», соответствующих росту учеников. Даже если подобрать мебель как положено, и усадить детей строго по правилам – маленьких на передние парты, а рослых – на галерку, то как после этого их пересаживать – вместе со столами? А пересаживать по новым СанПиНам требуется не менее двух раз в год. Кроме того, на первых партах нужно рассаживать детей с близорукостью, а их сегодня намного больше, чем мест в первых рядах. И наконец, как найти нужную по росту парту при кабинетной системе обучения, когда дети постоянно перемещаются из класса в класс?

- Выход есть, - считает Маргарита Колесникова, – надо приобретать регулируемые по высоте столы. Хотя они очень дороги, и не всем школам по карману.

Институт возрастной физиологии проводил исследования и выяснил, что только 17% электронных учебных пособий соответствует эргономическим требованиям. Поэтому  включение в новые СанПиНы четких нормативов к средствам обучения, в том числе информационным, - несомненный плюс. Но вопрос опять упирается в то, как их соблюдать. Например, интерактивные доски, которые есть практически в каждой школе, относятся к электронным средствам обучения, поэтому должны использоваться для работы с детьми так же, как компьютеры, строго по минутам. Просмотр изображений на электронных досках и экранах мониторов для 1-2 классов должен составлять не более 10 -15 минут за урок, для 3-4 классов – не более 15 минут, для 5-7 классов – не более 20 минут и для  8-11 классов – не более 25 минут. После работы с электронными средствами обучения надо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз. И это не пустое требование, а необходимое условие для обеспечения безопасности зрения. Ведь глаз человека рассчитан на то, чтобы смотреть на объект в отраженном свете, а все светящиеся экраны для него опасны. Но захотят ли учителя ограничивать использование современных средств обучения, которые более удобны и уже так привычны?

Больше унитазов – девочкам

Кроме непосредственно классов, большое внимание уделено санузлам для детей. Так, количество унитазов для школьников по сравнению с прошлыми правилами увеличено вдвое.  В женском санузле полагается один унитаз на 20 девочек и один умывальник – на 30, а мальчикам – по унитазу, писсуару и умывальнику на 30 учеников. Старшеклассников рекомендуется обеспечить биде и гигиеническим душем в комнатах личной гигиены, но это касается только «отдельных вновь строящихся и реконструируемых зданий».

Движение – лучшая профилактика

По результатам проверки готовности школ к новому учебному году Роспотребнадзор принял практически все школы. Правда, в некоторых учебных заведениях продолжаются ремонтные работы, а детей временно переводят учиться во вторую смену. Несмотря на все сложности, обеспечить материально-технические условия обучения в школах гораздо проще, чем заставить учителей соблюдать учебный процесс так, чтобы вся эта работа не пропала даром.

В частности, СанПиНами предусмотрено соблюдение режима с физкультминутками на уроках, которые полагается проводить для младших школьников каждые 7-10 минут, а для старшеклассников – каждые 15 минут, гимнастика для глаз в качестве профилактики утомления. А  в жизни многие ли учителя отпускают детей на перемену, если «не укладываются» на уроке?

- Важна профессиональная позиция педагога в отношении здоровья своих учеников. От этого зависит, будет ли он проводить ту же гимнастику для глаз или ему это совершенно не нужно, для него главное - уровень знаний, которые ребенок выдает в конце обучения, - уверена Маргарита Колесникова. - От педагога зависит, будут ли дети сидеть, сложа руки на парте, или включатся в работу с элементами личностно-ориентированного обучения, то есть такие виды и способы деятельности, которые позволяют ребенку двигаться.

История города – самый утомительный урок

При составлении расписания уроков администрации школ придется ориентироваться не только на учебную нагрузку педагогов, но и на требования СанПиНов. Авторы новых правил для школ предусмотрели, казалось бы, все нюансы и расписали не только длительность и количество уроков, положенных по возрасту, но даже их последовательность. Они высчитали нагрузку, которую дает тот или иной урок на учащихся и в соответствии с этой нагрузкой определили, что например, за математикой как самым «тяжелым» уроком должна следовать «легкая» физкультура. Так, в течение дня и недели следует чередовать различные по сложности предметы. Для учеников начальной школы самыми сложными посчитали математику, русский и иностранный языки, природоведение и информатику. Поэтому их надо чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда и физической культуры. А для старших школьников к трудным отнесли все предметы естественно-математического профиля, которые необходимо чередовать с «легкими» гуманитарными.

А по исследованиям, которые проводили специалисты АППО, самым утомительным уроком оказалась история Санкт-Петербурга, потому что все зависит от организации урока и умения учителя наладить взаимоотношения с классом. Только от преподавателя зависит, будет ли математика утомительной, а физкультура – легкой.

- Проблему сохранения здоровья школьников можно решить только совместными усилиями медиков, психологов и педагогов, непосредственно организующих учебный процесс, - говорит Маргарита Колесникова. - Поэтому в стратегии развития петербургской школы до 2020 года есть направление «Здоровье в школе». Его разрабатывали при активном участии АППО. В каждой школе предлагается организовать  так называемые «службы здоровья». Это условное название управленческих команд из разных специалистов, в том числе медиков, которые будут проводить мониторинги здоровья детей и факторов образовательной среды, влияющих на это здоровье. А чтобы каждая школа не варилась в собственном соку, а перенимала опыт соседей (60 школ работает с применением здоровьесберегающих технологий), необходимо сетевое взаимодействие между школами.

© ДокторПитер