Эксперты назвали марки нестандартной сгущенки в магазинах Петербурга

Каждая вторая банка сгущеного молока из магазинов Петербурга не соответствует ГОСТу. Это выяснили эксперты петербургской организации потребителей «Общественный контроль», отправив в лабораторию 10 образцов молочных консервов от разных производителей. Почти все они, как было заявлено на этикетке, сделаны по стандарту.

18 марта 2019

По результатам проверки сгущеного молока в испытательной лаборатории «Тест-С.-Петербург» выяснилось, что 5 из 10 банок сгущенки не соответствуют требованиям ГОСТа 31688-2012. Нарушителями оказались те же самые производители, которых общественники уличили в несоответствии стандарту и в прошлом году. Как показало новое исследование, массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке сгущенного молока «Главпродукт» (ЗАО «Верховский молочно-консервный завод», Орловская область) была занижена более чем втрое и составила всего лишь 10,8% вместо 34%, как требует ГОСТ. По словам общественников, протоколы государственной лаборатории на сгущенное молоко ТМ «Главпродукт», подтверждают, что производитель нарушает ГОСТ, разбавляя цельное молоко обычной водой. Об этом свидетельствует, в частности, повышенная влажность продукта, говорят эксперты — 29% вместо установленных ГОСТом не выше 26,5%. Кроме низкой доли белка, этот образец также не соответствовал стандарту по содержанию массовой доли жира: 6,75% вместо нормы 8,5%.

Также заниженная массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке (СОМО) была обнаружена еще в четырех образцах сгущенки. В сгущенке марки «Вологодские молочные продукты» (ЗАО «Нижнекисляйская молочная компания», Воронежская область) она оказалась 30,9% вместо нормы 34%, в молоке «Лента» также от ЗАО «Верховский молочно-консервный завод», изготовленном для одноименной торговой сети, - 26,3%, в образце, изготовленном ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» (Краснодарский край) специально для торговой сети «Магнит» под частной маркой «Торговый дом Сметанин», она была 14%, а в образце «Сладеж» (ОАО «Белмолпродукт», Белгород) - вообще 12,1%,

- Массовая доля белка в СОМО – самый важный показатель качества сгущенного молока, который закреплен государственным стандартом. Лабораторным путем СОМО получают после удаления из продукта жира, влаги и сахарозы. Затем мы определяем количество белка в молочной части продукта, которого не должно быть менее 34%, – говорит начальник сектора по определению физико-химических показателей лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» Юлия Грамотина. – Низкий показатель массовой доли белка в СОМО связан, возможно, с низким качеством молочного сырья, из которого произведен готовый продукт. К тому же в образцах ТМ «Главпродукт» и ТМ «Торговый дом Сметанин» обнаружен избыток влаги, что также является причиной низкого значения белка в СОМО.

По мнению технологов молочной промышленности, низкий белок говорит об использовании изготовителями не цельного молока, как они указывают на этикетках, а сухого, причем в меньших количествах, чем положено по рецептуре. Как заявил доцент кафедры прикладной биотехнологии Санкт-Петербургского университета ИТМО Анатолий Брусенцев, сегодня мало кто из производителей использует традиционные вакуумно-выпарные аппараты, которые позволяют получать сгущенное молоко из цельного.

По словам главного диетолога Петербурга и СЗФО, доктора медицинских наук Владимира Доценко, недостаток белка в организме может приводить  к нарушению метаболических процессов, синтеза ферментов и защитных иммунных тел.

– Парное молоко, например, содержит защитные иммунные тела, витаминов в нем почти столько же, сколько в лимоне, – рассказал Владимир Доценко. – А дальше в процессе пастеризации половина полезных веществ в молоке разрушается. В сухом молоке, которое подвергается воздействию высоких температур, фактически никаких ферментов и витаминов нет, поэтому биологическая ценность его существенно падает. Но зато остаются жиры, белки и микроэлементы, которыми ценно сгущенное молоко. И если производитель сознательно обедняет ими свою продукцию, за это следует наказывать.

Материалы экспертизы «Общественный контроль» направил в петербургский Роспотребнадзор - для проведения внеплановой проверки и принятия мер.

Эксперты назвали марки нестандартной сгущенки в магазинах Петербурга
"Общественный контроль"

Согласно протоколам ФБУ «Тест-С.-Петербург», требованиям нормативных документов полностью соответствовали 5 образцов молока цельного сгущенного с сахаром. Это «Молочная страна» (ООО «Промконсервы», Смоленская обл.), «Совок» (ОАО «Глубокский молочный комбинат», Беларусь), «Рогачевъ» (ОАО «Рогачевский МКК», Беларусь), «Волоконовское» (ОП «Волоконовский консервный комбинат» ОАО «Белмолпродукт», Белгородская обл.) и «Густияр» (ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат», Белгородская обл.). Как отмечают общественники, сгущенка «Густияр» была изготовлена не по ГОСТу, а по техническим условиям, о чем было сказано на этикетке. По словам экспертов, она сделана не из цельного молока, а скорее всего из обезжиренного сухого молока, поскольку имеет массовую долю жира всего 0,2% вместо положенной по ГОСТу 8,5%.