– На местах внедряются сервисы по распоряжению вышестоящих организаций (комитета по здравоохранению, Минздрава) для решения конкретных отраслевых задач: например, подсистема «Учет медицинских свидетельств о рождении и смерти в медицинских организациях», подсистема «Льготное лекарственное обеспечение». Такие системы нужны, мы их устанавливаем и активно используем. Но у разработчиков МИС не хватает ресурсов на своевременную интеграцию всех сервисов со своей системой в учреждениях, которые они сопровождают, потому что учреждений много и сервисов много. В результате у нас два варианта: первый – каждый врач получает на своем рабочем месте еще одну кнопку в интерфейсе своей МИС, как это обычно происходит с появлением новых функций в МИСе; второй вариант – врач получает еще один ярлычок на внешний интерфейс нового сервиса со своей авторизацией. Мы проанализировали работу участкового врача: в зависимости от профиля у него может быть до 10–12 интерфейсов – 12 разных программ на рабочем столе: локальная медицинская система, региональные порталы – портал врача, льготное лекарственное обеспечение, система учета медицинских свидетельств, городской реестр карт маршрутизации онкопациентов, кардиорегистр и т.д. Каждый интерфейс обладает своей эргономикой, обладает своими учетными данными – для врача это реальная нагрузка, ему нужно перестраиваться, переключаться между окнами и вводить одни и те же данные в разные системы. Вот и ответ на вопрос: «Почему врачи плохо относятся к новым сервисам?».
К счастью, некоторые сервисы уходят на единую авторизацию, к некоторым появляются интеграционные профили на сайтах Минздрава, МИАЦ, на сайтах разработчиков. Но этот процесс идет медленно, он отстает от информатизации города в целом. Это приводит к тому, что в конечном итоге пациент не может воспользоваться своей ЭМК в полном объеме. Нам нужна поддержка регулятора в этой области в лице МИАЦ, в лице комитета по здравоохранению в том, чтобы был централизованный контроль над введением процессов поддержки новых сервисов в каждом конкретном ЛПУ. Потому что сейчас это задача каждого главврача, и он решает ее по мере наличия у него ресурсов. Было бы неплохо, если бы эти процессы поддерживались городом централизованно.
Есть и еще один ответ на вопрос: «Почему врачи плохо относятся к новым сервисам?». Потому что они вынуждены работать по новым правилам, вести прием и фиксировать результаты своих назначений и своих заключений в протоколах в электронной системе, не видя положительного результата для себя. Например, в Курортном районе, где все медицинские учреждения – одно юрлицо и работают в одной системе, доктора стали более активно пользоваться информационными программами, когда получили возможность увидеть результаты лабораторных исследований через полчаса после забора крови, а не через двое суток в виде бумажки, которую надо еще и найти. Врачи стали более активно вовлекаться в процесс, и это позволило, в свою очередь, выстроить в учреждениях района логистику, уменьшить очереди у кабинетов и снизить эмоциональный накал в регистратурах. Внедрение информационной поддержки основных бизнес-процессов в поликлиниках позволяет и реализовать бережливые технологии в рамках участия в проекте «Бережливая поликлиника».
Для доктора, для учреждения очень важен фактор преемственности в программе оказания медицинской помощи. Вот эти мостики в региональный фрагмент из разных МИСов и позволяют получать информацию о пациентах, пришедших к врачу, – снижается нагрузка на врача по получению информации (чем пациент болел, какие у него особенности, осложнения). Как результат, наши доктора получили первую обратную связь, когда мы в рамках района своими силами организовали такую преемственность, собрав подведомственные учреждения на единую базу данных.
Теперь один из самых ожидаемых нашими докторами сервис – интегральный анамнез. Учитывая разнообразие способов ввода информации и неидеальное состояние интеграционных моментов между МИСом и РЕГИСЗом, степень доверия к кабинету врача и вопрос качества информации, которая там содержится, на мой взгляд, становится все более актуальными. Раньше мы просто передавали информацию и просто собирали ее. А сейчас стоит задача перед разработчиками: дать инструмент поддержки принятия решения или хотя бы подсказку доктору, чтобы он мог на основе быстрого просмотра анамнеза пациента спланировать тактику и стратегию лечения. Значит, врач должен быть уверен в этих данных, мы должны им показывать, что эта информация достоверна, что он может на нее положиться. Значит, нужны единые требования к методам сбора данных, к формализованным протоколам по разным патологиям и по доведению обязательных параметров до конкретных учреждений.