Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чтобы обнаружить детский рак на ранней стадии, надо обучить врачей поликлиник

Врачи говорят, что любая высокотехнологичная помощь детям Петербурга и Ленобласти сегодня доступна. Беда только в том, что детский рак по-прежнему распознается поздно. С этой патологией врачи первичного звена встречаются, к счастью, редко, а потому и так называемой онконастороженности нет.

18 февраля 2019

Ежегодно онкологические заболевания регистрируются у 150-160 петербургских детей. В Ленобласти диагноз ставят 20-25 детям. Заболеваемость в течение последних четырех лет остается на одном уровне.

- Дети Петербурга с онкологическими заболеваниями находятся, наверное, в лучшем положении, чем дети других регионов Севера и Северо-Запада, а может, даже и всей страны, — считает главный детский онколог Петербурга Юрий Пунанов. — У них есть все условия в стационарах, чтобы получать высокотехнологичную медицинскую помощь: все виды  лучевой и химиотерапии, хирургическую помощь, лучевую терапию. Теперь у них есть возможность получать даже протонную терапию, малодоступную жителям других регионов страны. Уже второй год администрация города оплачивает детям сто квот, их, в принципе, хватает. В других регионах, по крайней мере, Северо-Запада, вся помощь в таком объеме, к сожалению, оказана быть не может.

Протонная терапия, о которой говорит главный онколог города, — новый, щадящий вариант лучевой терапии, при котором облучение направлено на злокачественные клетки, а окружающие их здоровые ткани и органы почти не страдают. Особенно востребован этот метод для детей, которые более чувствительны к воздействию радиации, чем взрослые. Проводят такое лечение в Центре протонной терапии при Медицинском институте имени Березина Сергея (МИБС). За год в нем пролечили 180 человек, 45% из них — дети. Лечение пациентов с петербургской пропиской оплачивается из городского бюджета. Тем, кто приезжает из других регионов, приходится надеяться на помощь своих региональных властей или обращаться в благотворительные фонды.

- Лечение 44 детей оплачивали фонды, и мы невероятно благодарны им за это, - говорит  руководитель Центра протонной терапии Аркадий Столпнер. - Иначе дети в лучшем случае получили бы обычную лучевую терапию, которой могло быть недостаточно. Оплачивать лечение помогали Русфонд, AdVita, фонд Константина Хабенского, «Подари жизнь», «Свет». Федеральных денег на протонную терапию выделено еще не было, и в 2019 году их тоже еще не будет. По словам Вероники Скворцовой, на 2020 год они уже заложены в бюджет. Петербург был первым в такой программе финансирования. Его примеру последовали Москва, выделившая 100 квот, и Московская область (10 квот). Очень надеемся, что в Ленинградской области будут выделены квоты на 8-10 человек.

По словам Аркадия Столпнера, финансировать протонную терапию для своих пациентов согласились губернаторы Алтайского края, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей. Однако помощь благотворительных организаций для пациентов из регионов, включая Ленобласть, очень нужна. И речь идет не только о новом виде лучевой терапии.

- Содействие во внедрении высоких медицинских технологий — это одно из наших приоритетных направлений, — поясняет Евгения Забелина, руководитель спецпроектов «Русфонда». — Несмотря на то, что правительство, Минздрав, область, город очень много средств и сил вкладывают в то, чтобы это направление развивалось, без помощи благотворительных фондов не обойтись. Она нужна и для покупки дорогих эффективных лекарств, в том числе за границей, если они не зарегистрированы у нас. Стоимость курса лечения одним таким препаратом может доходить до 5 млн рублей. Естественно, родители не могут оплатить такое лечение. На протяжении лет десяти мы оплачивали детям протонное облучение за рубежом — в Америке и Европе. За границей оно очень дорогое. Если в России оно стоит около 2 млн рублей, то там приходилось платить в 3-5 раз больше».

- Сегодня нет проблем с обеспечением всех детей с онкологическими заболеваниями койками и высокотехнологичным лечением. Проблема - поздняя диагностика, — считает главный детский онколог Ленинградской области Светлана Сафонова. — Не секрет, что во всей стране 70-80% детей начинают лечение на далеко зашедших стадиях. Даже обучая детских онкологов, мы все равно не можем исправить эту ситуацию, потому что в первую очередь с онкологическим пациентом встречаются врачи первичного звена: педиатры, хирурги, лор-врачи.

При поддержке благотворительного фонда «Лотос» онкологи в прошлом году объездили 12 из 17 районов Ленобласти — читали для врачей лекции о ранней диагностике злокачественных новообразований у детей и осматривали пациентов. В этом году такие поездки продолжатся.

В Ленобласти дети болеют не чаще, чем в городе, но при этом в районах нет детских онкологов. Всех детей, у которых подозревают злокачественные новообразования, направляют в Детскую областную больницу, где раз в неделю проводится бесплатный амбулаторный прием. Детского онкологического отделения в Ленобласти тоже нет — детей лечат в федеральных центрах, расположенных в Петербурге. В прошлом году в области открылся детский хоспис, однако онкологических пациентов в таких учреждениях не больше 20%.

В Петербурге всего 152 койки для детей с онкологическими заболеваниями. Специализированные «городские» отделения располагаются в Детской городской больнице №1 (39 коек) и в Городском онкологическом центре в Песочном (бывшее отделение 31-й городской больницы, 31 койка). Остальные койки находятся в федеральных учреждениях: НМИЦе онкологии им. Петрова (35 коек), в Институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой (8 коек), в НМИЦ им. Алмазова (33 койки), в СПбГПМУ (5 коек). Кроме того, 24 койки есть в детском санатории «Солнечное» - там проводится реабилитационное лечение. Паллиативную помощь оказывают в детском хосписе (23 койки), также работают три выездные бригады. В городе развернуты кабинеты детской онкологии из расчета один кабинет на 100 тысяч детей.

- Усилия города будут направлены на увеличение количества кабинетов детских онкологов в амбулаторном звене и на обучение педиатрического звена для раннего выявления опухолей, — обещает заместитель председателя комитета здравоохранения Андрей Сарана. Возможно, тогда с проблемой поздней диагностики справляться будет проще.

© ДокторПитер