Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Председатель комздрава Петербурга не планирует подчинять себе районные поликлиники

В комитет по здравоохранению будут набирать новых штатных сотрудников. Но вовсе не для работы с переподчиненными комитету районными поликлиниками, как это предполагалось еще несколько месяцев назад. Реформу, которая должна была начаться уже в этом году, новый председатель комздрава Дмитрий Лисовец не поддерживает.

4 февраля 20197
Председатель комздрава Петербурга не планирует подчинять себе районные поликлиники
Источник:
Комитет по здравоохранению

- Дмитрий Геннадьевич, чтобы войти в курс дел всей системы здравоохранения, требуется немало времени. Но уже с первых дней можно сосредоточиться на каком-то направлении. Какое из них вы считает самым важным?

- Нельзя ни про один раздел сказать – этот главный, а этот – второстепенный. Я «погружен» в систему здравоохранения довольно давно, а вовсе не с момента вступления в должность председателя комитета по здравоохранению, поэтому знаю, что ситуация с оказанием высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи в стационарах достаточно стабильная, медицинская помощь в целом оказывается эффективно. К сожалению, этого не скажешь, например, о первичном – амбулаторном сегменте системы здравоохранения или о реализации программы «Электронное здравоохранение». Сейчас именно эти разделы требуют ежедневного внимания и больших ресурсов. Причем оба эти направления определяют эффективность системы здравоохранения в целом. Самый простой пример тому: городские стационары перегружены, пациентов госпитализируют в коридоры, в том числе из-за недостаточно эффективной работы поликлиник. Да, врачи амбулаторных учреждений работают очень много и напряженно, но это происходит в системе, которая обнуляет их трудовые затраты.

Что до электронного здравоохранения, то это проводник между первичным и стационарным звеном. И когда оно реально заработает, это изменит систему в целом.

- То есть эти направления не столько главные, сколько проблемные?

- В здравоохранении нет главных и второстепенных направлений. При возникновении сбоев в любом из звеньев становится неэффективной вся система оказания медицинской помощи. Но особенно пристальное внимание должно быть уделено первичной медико-санитарной помощи и построению цифрового контура, в том числе для достижения результатов национального проекта «Здравоохранение», который реализуется во исполнение майского Указа президента РФ №204.

- Чтобы вывести их, так сказать, на передний край, в Петербурге была объявлена реформа - перевод поликлиник из подчинения районным администрациям под крышу комитета по здравоохранению. Как вы оцениваете эту идею?

- На мой взгляд, она, мягко скажем, преждевременна. Я долгое время работал в медицинской организации, подведомственной администрации района. Мы не раз направляли обращения в адрес комитета по здравоохранению, в которых говорили о том, что прежде чем приступить к реформе, требуется ясное экономическое обоснование необходимости ее проведения, нужны расчеты по организационно-штатным мероприятиям. Ничего этого не было предоставлено. Более того, не проведена оценка социальных последствий и рисков социальной напряженности, связанной с ними.

У комитета здравоохранению сейчас достаточно ресурсов для выполнения своей основной функции – организационно-методического управления всеми этапами оказания медицинской помощи. Хотя, на мой взгляд, следует рассмотреть целесообразность изменений в положении о комитете по здравоохранению, чтобы не возникало противоречий в процессе управления амбулаторно-поликлиническими организациями. Но это должно решаться в рабочем режиме. В любом случае, цели у администраций районов и у комитета по здравоохранению едины: обеспечить жителям Петербурга доступную и качественную медицинскую помощь.

Комитет по здравоохранению подготовил письмо с обоснованным, на мой взгляд, предложением отложить реформу как нецелесообразную.

- Вы пришли в комитет из одной из самых обеспеченных в финансовом и материально-техническом плане больницы. Готовы ли вы к тому, чтобы создавать аналогичные условия во всех клиниках города? Например, в 15-й больнице, которую давно надо закрывать на капремонт.

- Было здорово работать в хорошо оснащенной клинике вместе с движимым общей целью коллективом. Но 13 лет назад мы пришли в такой же стационар, как 15-я больница, если не хуже. Я прекрасно понимаю ужас, который охватывает пациентов, госпитализированных в некоторые давно не реконструированные стационары, потому что помню свои первые впечатления от 40-й больницы: дверь здания администрации больницы едва открывалась, потому что почти наполовину ушла в землю, примерно в таких же условиях находились и пациенты. И помню, каких сил стоило с этой бедой справляться, опыт есть.

Многое зависит от руководителя стационара или поликлиники и команды, которая работает рядом. Обещать, что в ближайшее время появятся неограниченные ресурсы на удовлетворение всех потребностей, не может никто. И я не буду. С необходимостью жить по средствам сталкивается здравоохранение в любой, даже самой казалось бы благополучной стране. Единственный гарантированный ресурс, который у нас сегодня есть, это опыт главных врачей, всех медицинских работников и их желание работать. Если удастся сделать так, чтобы хотя бы примерно оснащенность всех клиник сравнялась с оснащенностью 40-й больницы, это будет замечательно. Однако нужно понимать, что задача не в этом. Оснащенность должна соответствовать, прежде всего, тем задачам, которые возлагаются на учреждение. Не нужны ангиографические установки в каждой больнице. В целом, сейчас оснащение городских больниц находится на достаточном уровне, чтобы решать практически любые задачи.

- Предыдущий руководитель комздрава ввел новое правило для главных врачей — заключение годовых контрактов (в отличие от прежних либо бессрочных, либо пятилетних). То есть вам, по сути, придется работать с временщиками. Ваше отношение к этой перспективе? Развалить до основания больницу за год легко, восстановить - нереально.

- Всегда существует риск, что учреждение может возглавить человек, который за год превратит больницу в руины. Какой смысл заключать в такой ситуации договор на долгий срок? Могу сказать, что действующим главным врачам беспокоиться не стоит. Если они эффективные управленцы, то по окончании годичного контракта будет рассматриваться вопрос о том, чтобы сделать его более продолжительным. Но контракты на год позволяют комитету по здравоохранению как раз оценить эффективность вновь назначенных главных врачей, а если этой эффективности нет, то без проволочек прекратить с ними трудовые отношения. Хотя, бесспорно, лучше сразу подбирать таких руководителей, которые уже имеют необходимый опыт работы и соответствующие знания.

- А у нас, похоже, выбор невелик. Недавно комитет по здравоохранению проводил конкурс претендентов на включение в кадровый резерв главных врачей петербургских больниц и поликлиник. Из 37 человек вместо запланированных восьми выбрали только шесть.

- Подбор кадров это в любом случае процесс не одного дня. Кроме того, люди понимают, что должность главного врача это не манна небесная, а адский труд. Так что и очередь в некоторых случаях невелика.

- Последние два года система здравоохранения живет в условиях бесконечных смен руководства и чиновников комитета. В медицинском сообществе сетуют на то, что работать стало тяжело потому, что слишком часто меняются «правила игры», с трудом принимаются решения…

- Так издалека вы хотите спросить о кадровых изменениях? Они конечно произойдут. Ко мне уже обращались сотрудники комитета, которые хотели бы уйти на другую, более спокойную работу - без каких-либо намеков с моей стороны. Если человек действительно устал и считает, что производительность труда у него будет невысока, никаких препятствий с моей стороны быть не может.

Но в целом у меня нет задачи стать новой метлой, которая будет всех выметать. У основной части сотрудников комитета по здравоохранению есть большой опыт, у другой части его нет, но есть молодость и огонь в глазах. Думаю, что этот сплав молодости и опыта позволит нам работать эффективно.

Уже в первые дни работы я убедился, что людей действительно не хватает, особенно с учетом необходимости выполнения тех задач, которые перед нами стоят, в том числе по выполнению майского указа президента. Поэтому мы подготовимся и проведем у себя кадровый аудит, чтобы доказать объективную дополнительную потребность в определенных должностях и иметь возможность обратиться к руководству города по поводу увеличения штатной численности комитета. Например, за счет увеличения штатной численности мы должны, прежде всего, увеличивать объемы экспертиз качества медицинской помощи. Три человека, которые сейчас работают в одноименном отделе не в состоянии с этим справиться. Они успевают только работать с жалобами, а это неправильно, точнее, перевернуто с ног на голову. Их основная задача – проводить плановые тематические экспертизы в медицинских организациях, чтобы как раз таких жалоб не возникало. Это один из отделов, который должен быть усилен в первую очередь.

- Вы говорите о важности амбулаторной помощи, а в отделе, отвечающем за работу с поликлиниками, тоже негусто.

- Нужно искать специалистов и в этот отдел. Цель – не в том, чтобы расширять его полномочия, а в том, чтобы в этом отделе было достаточно людей, готовых работать на результат.

- У вас есть кандидатуры на должности заместителей председателей комитета по здравоохранению, на должности специалистов в комитет? Или вы ждете, что они предложат свои кандидатуры сами?

- Кандидатуры есть. Назначение на должности заместителя председателя комитета происходит в определенном порядке. В случае если необходимое согласование будет успешно пройдено, то о кандидатуре на вакантную сейчас должность заместителя председателя комитета в ближайшее время станет известно всем. О том, что нам требуются специалисты, надеюсь, потенциальные претенденты узнают из нашего интервью.

- Многие думают, что вы – представитель военной медицины, некоторые СМИ и представляли вас как военного врача. Как бы вы охарактеризовали свой стиль руководства, учитывая, что у вас есть опыт работы и в военной медицине, и в гражданской.

- Мне сложно сказать, каким будет стиль моей работы, со стороны виднее. Я служил в вооруженных силах 15 лет, из них 7 лет учился в ВМА, три года – адъюнктура. Непосредственно в войсках - три года. Поэтому не следует говорить о том, что я представляю собой Буденного, который начнет рубить тут шашкой налево и направо.

В гражданском здравоохранении я проработал больше. Однако 15 лет военной службы оказали определенное влияние на мое представление о том, как нужно работать. Как военному в прошлом, иногда мне хочется, чтобы все было сделано своевременно и так, как я сказал. Но только иногда. Я очень приветствую инициативу и толковому совету только рад. Сегодня нужны эффективные, пусть и неожиданные на первый взгляд, идеи. Я уже говорил своим сотрудникам – заместителям, начальникам управлений и отделов: инициатива не просто приветствуется, она необходима. Если ее нет, значит, человек выгорел.

- Система здравоохранения всегда отличалась особой закрытостью. И эта политика будет продолжаться?

- Нет, выстроенная в последние годы политика закрытости комитета по здравоохранению не идет на пользу делу. И я абсолютно согласен с Александром Дмитриевичем Бегловым, который говорит, что мы должны быть максимально открыты, прежде всего, для профессионального сообщества. Поэтому, насколько можно, насколько нам позволяет ситуация, мы будем соответствовать этому призыву и выстраиванию пациентоориентированности системы – это еще один тезис, который неоднократно озвучивал временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга и который я действительно разделяю.

© ДокторПитер