Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ученики или учебники? А выбирать придется

Школьнику не стоит носить ранец, превышающий килограмм-два. Главный врач Онищенко дополнениями к постановлению внес такие изменения к СанПиН. По факту же учащиеся ходят в школу с грузом от 5 до 20 килограммов. Такая вот тренировочка для растущего организма.

7 октября 2010
Ученики или учебники? А выбирать придется
Источник:
фото с zadira.info

В блогах предлагают перевести процесс обучения на ноутбуки и ридеры, как то практикуют за рубежом. Правда, кто позаботится о переоснащении российской образовательной материально-технической базы — вопрос.

Блогеры обсуждают внедренную с октября инициативу в отношении грузоподъемности портфелей школьников: «Тяжелые ранцы наших школьников давно стали притчей во языцех. Закон такой, конечно, нужен. Но… — как прописать и исполнить механизм выполнения этого закона, чтобы он не стал очередным мертворожденным дитятей?» Tnif: «В шестом классе взвесила портфель сына — 11 килограммов».

Для всех, а особенно родителей, очевидно, что школьные ранцы давно превышают возможный для ребенка предел грузоподъемности. С первого по пятый класс дети носят учебники и рабочие тетради максимум для 5 предметов, а начиная со старшей школы, вес ранца определяют уже 6-7 уроков. А если учесть сменку и физкультурную форму, то ноша в 5-10 раз превышает установленные рамки. Сами педагоги признают, что ученики чрезмерно перегружены.

Педагог-организатор начального отделения петербургской школы Екатерина Богданова признает: «Дочка учится в первом классе, как могу ей помогаю — ношу ранец в школу и из школы. Я вижу, как некоторые выкручиваются: видела у учеников ранцы на колесиках. Но в младшей школе портфель из кабинета в кабинет переносить не приходится, поэтому если ребенка встречают и провожают, то ситуация терпимая. Вот старшеклассники носят просто неподъемные сумки, сужу по своему старшему. Но они тоже с другом придумали выход из ситуации: часть учебников несет один, часть — другой, получается — один учебник на парту есть. Учителя, зная ситуацию, так поступать разрешают».

Директор гимназии 56 Майя Пильдес сразу посетовала на то, что начинание Онищенко требует значительных затрат, чтобы быть воплощенным. «Я очень хорошо отношусь к введению новых норм, рюкзаки школьников действительно неподъемные, но считаю, что на данном этапе нововведения далеки от наших школ, а мы, учителя, в данном вопросе вторичны, от нас практически ничего не зависит.  Ученики спрашивают, почему нельзя последовать примеру американцев, у которых в школах специальные шкафчики для хранения учебников и личных принадлежностей? Но наши системы образования слишком различны, в наших школах домашние задания осуществляются в ином режиме: в отличие от американцев, российский ученик основательно должен работать с книгой дома. Но проблема не только в неготовности родителей покупать два экземпляра учебников, но и в том, что школа не имеет возможности найти место для таких шкафчиков».

Вопрос конструкции рюкзака, с которым ребенок ходит в школу, немаловажен. И учителя, и врачи говорят об этом. Но не у всех семей есть возможность покупать рюкзаки со специальной конструкцией, поддерживающей спину, а старшеклассники и вовсе отказываются надевать их, используя сумки через плечо, что еще более искривляет осанку. Убеждать подростков, что важнее — мода или здоровье — бессмысленно.

Доктор Дмитрий Симкин комментирует ситуацию: «Школьники в большинстве своем физически не подготовлены к ношению тяжелых грузов. И в этой ситуации надо признать: школа перегружает детей, ставя много предметов в расписании. Выход может быть только один: копировать странички учебника и раздавать в классе на уроке. Пусть это будет даже платно, но сбережет осанку растущего школьника».

По данным института Турнера, 60 процентов мальчиков и 72 — девочек имеют нарушение осанки той или иной степени выраженности. Дополнительный груз деформирует позвоночник, а значит статус здоровья школьника не улучшится.

«2-3 килограмма — это то, что допустимо для школьника, но 10 (!)  килограммов, конечно, недопустимо, — говорит заведующий отделением патологии позвоночника института им. Турнера Аркадий Микиашвили. — Детский организм к таким нагрузкам просто не приспособлен, это нарушает рост. Юношеский кифоз сопровождает детей, которые перегружают спину. А это заболевание как предпосылка к раннему развитию остеохондроза. Таких детей сейчас на прием приходит очень много. Остеохондроз стал ранним. На МРТ мы все чаще видим ранние признаки дегенерации дисков. Думаю, это следствие малоподвижного образа жизни (дети много сидят за партой!) плюс поднятие вот таких неоправданных тяжестей, т.е. малоподвижность плюс тяжесть — вот на этом фоне происходит развитие заболеваний позвоночника».

Пока взрослые обсуждают вопрос — дети продолжают тянуть школьную лямку.

Источник