В СПбГУ выясняют, как металлы в организме влияют на развитие нейродегенеративных болезней

Ученые СПбГУ разработали методику определения содержания химических форм металлов в спинномозговой жидкости. Она позволит выяснить, как селен, медь и марганец могут влиять на развитие нейродегенеративных заболеваний — болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, бокового амиотрофического склероза.

16 июля 2018

Спровоцировать слабоумие, нарушение движений и другие патологии нервной системы может высокая концентрация металлов в организме, говорят участники научного проекта  Санкт-Петербургского государственного университета «Металлопротеины и низкомолекулярные формы селена, меди и марганца в этиологии нейродегенеративных заболеваний». К примеру, в итальянском регионе Эмилия-Романья высокая концетрация селена в местной водопроводной воде спровоцировала повышенную заболеваемость боковым амиотрофическим склерозом (БАС) среди местных жителей. При этом, отмечают ученые, одни и те же элементы одновременно разрушают и защищают организм от негативных последствий. Например, марганец и медь способны вызывать окислительные каскады, которые отравляют организм. Вместе с тем эти же металлы входят в состав ферментов, которые такие каскады замедляют.

«Эти жизненно необходимые микроэлементы — селен, медь и марганец — связываются со специфическими белками-переносчиками, чтобы контролируемо, другими словами, дозировано проникать через физиологические барьеры — в первую очередь в головной мозг, - говорит руководитель проекта, доцент СПбГУ Николай Соловьев. - Эти комплексы с белками — высокомолекулярные химические формы — биологически активны и имеют строго определенную функцию — например, ферментную или сигнальную. С другой стороны, при избыточном поступлении микроэлементов или нарушении их метаболизма в организме увеличивается концентрация металлов, не связанных с белками, — низкомолекулярных химических форм. Эти формы, как правило, ответственны за токсичность и прочие нежелательные эффекты. Мы заинтересованы в изучении поведения металлов в центральной нервной системе, поэтому и работаем с образцами спинномозговой жидкости, биологической средой организма, непосредственно контактирующей с тканью головного мозга».
Сейчас петербургские химики вместе с итальянскими коллегами исследуют, как металлы влияют на развитие бокового амиотрофического склероза (БАС). Кроме спинномозговой жидкости, в качестве дополнительного объекта исследования в проекте изучают химические формы этих металлов в сыворотке крови.

Результаты исследования опубликованы в журналах Analytica Chimica Acta, Journal of Trace Elements in Medicine and Biology, Neurodegenerative Diseases и Biological Trace Element Research. Они должны помочь эпидемиологам, биологам и медикам определить, какие патологические процессы происходят в организме людей, имеющих нейродегенеративные заболевания. Кроме того, полученные данные позволят установить, в каких концентрациях селен, медь и марганец безопасны для организма.