Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Растить детей можно, усыновлять нельзя: живущие с ВИЧ жалуются на нарушение прав

Петербурженка готовится к обращению в Конституционный суд РФ с жалобой: ей не позволяют усыновить ребенка, о котором она заботится уже 5 лет. Женщина вышла замуж за его отца, когда пасынку исполнился год. Суды всех инстанций отказали ей в предоставлении права быть законным представителем мальчика из-за диагноза — ВИЧ.

13 июня 2018

У Ольги Н. (имя вымышленное) от первого брака есть взрослая здоровая дочь. Будучи ВИЧ-положительной, второй раз она вышла замуж за мужчину с ВИЧ, у которого был собственный годовалый сын. Они вместе уже 5 лет, мальчик называет Ольгу мамой, — рассказала «Доктору Питеру» Анна Крюкова, юрист Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. — Изначально суд, не принимая во внимание интересы конкретного ребенка, решает отказать Ольге в усыновлении. При этом не учитывается, что мать исправно лечится на протяжении многих лет, принимает АРВТ-терапию и контролирует вирусную нагрузку до неопределяемой, то есть не является распространителем инфекции. Чтобы разъяснить суду, что при регулярном приеме аннтиретровирусной терапии человек с ВИЧ перестает быть распространителем инфекции, в судебный процесс вызывались врачи. Кроме того, что заявительница является ВИЧ-инфицированной, иных оснований для отказа в усыновлении ребенка у суда не имелось. Но он ей все же отказал. То есть женщина живет с этим ребенком, заботится о нем и воспитывает его, но формально она не может стать его законным представителем. Это абсурд. Мы готовим жалобу в Конституционный суд РФ.

Как сообщили сегодня СМИ, КС РФ сегодня уже принял жалобу на отказы судов в усыновлении детей людям с ВИЧ только на основании диагноза. Об этом рассказала международная правозащитная контора, которая действует в интересах семейной пары из Подмосковья: супругу заразили в клинике, где она лечилась от бесплодия. В результате паре пришлось прибегнуть к процедуре искусственной инсеминации (сына для пары родила сестра супруги). Ни отцу, ни ребенку в этой семье, вирус иммунодефицита от заявительницы не передался, но все суды, в том числе Верховный, отказали женщине в официальном усыновлении, только потому что она инфицирована ВИЧ. Адвокаты считают, что норму закона, запрещающую усыновление людям с ВИЧ, следует полностью отменить.

От нее страдают и те, кто строит новую семью, и те, кто хотел бы стать усыновителем сироты с ВИЧ. Из-за того, что, по закону, ВИЧ-инфицированным запрещено усыновление, дети, рожденные с вирусом иммунодефицита, часто остаются в сиротских учреждениях до совершеннолетия. Стигма в отношении этой болезни живучая, потенциальные приемные родители опасаются усыновлять таких детей или брать их под опеку.

— С одной стороны, это, действительно, дискриминационная норма. Кто как не ВИЧ-инфицированные лучше всего знают, насколько важна приверженность регулярному приему лекарств, чтобы жить, не подвергая опасности ни собственное здоровье, ни здоровье окружающих. И привить ее с раннего детства лучше родителей, приверженных приему препаратов, не сможет никто, -  говорит Анна Крюкова. — С другой, ограничения для людей с ВИЧ полностью не отменят, надо быть реалистами. А если у человека СПИД в тягчайшей форме? Как он может растить ребенка? Мы предлагали изменить ситуацию с возможностью для усыновления ВИЧ-инфицированных детей ВИЧ- инфицированными взрослыми. Одним из критериев для принятия решения об усыновлении мы называли оценку приверженности лечению потенциальных усыновителей. Она должна быть подтвержденной — срок регулярного приема препаратов должен быть не менее года.

Как поясняет Анна Крюкова, возможность усыновления или отказа должна определяться не диагнозом в целом, а конкретной стадией заболевания, на которой пациент встал на учет, тем, как он занимается собственным лечением. Потому что забота о собственном здоровье - ни что иное, как мера ответственности, с которой человек будет относиться к лечению и воспитанию ребенка, имеющего такой же диагноз, как у усыновившего (взявшего под опеку) родителя.

— На мой взгляд, раннее выявление, раннее начало лечения — определяющий критерий для того, чтобы позволить человеку с ВИЧ усыновить ребенка. И это хорошая мера профилактики: люди старались бы регулярно проходить обследование и в случае выявления ВИЧ, как можно раньше начинали лечение, чтобы не иметь в будущем правовых ограничений, которые существуют для них сегодня, - уверена Анна Крюкова.

По «Плану мероприятий по реализации государственной стратегии по борьбе с распространением ВИЧ в России», подписанному Дмитрием Медведевым год назад, Минздрав должен был еще к марту 2018 года разработать изменения в Постановление правительства, в которых оговариваются условия для разрешения ВИЧ-инфицированным усыновлять или брать под опеку детей. «Мы участвовали в разработке предложений о внесении в законодательство соответствующих изменений от нашего Центра СПИД, которые направили в Минздрав — говорит Анна Крюкова. — Но обратной связи нет и никто не знает, на каком этапе находится процесс разработки документа».

© ДокторПитер