Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Одиноким петербуржцам не отдают детей, рожденных сурмамами

Когда ребенок рождается с помощью программы суррогатного материнства, часто его родителям удается испытать счастье не сразу. Им не разрешают забрать ребенка из роддома, пока они не докажут в суде своего родства. Получается это не у всех.

29 мая 2018

Как рассказали в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, раньше проблемы участников программы суррогатного материнства сводились, как правило, к тому, что суррогатные матери отказывались отдавать ребенка или генетические родители на каком-то этапе передумывали забирать малышей. Сейчас появилась новая тенденция и коснулась она незамужних и неженатых генетических родителей — они долго не могут забрать из роддома ребенка, выношенного сурмамой.

«Раньше младенца выписывали из родильного дома на основании договора о суррогатном материнстве и согласия родившей его женщины. Но недавно произошел случай, который изменил эти требования, - рассказали в аппарате детского омбудсмена. - Петербурженка, участвовавшая в программе и не состоящая в браке, забрала малыша из больницы, но обратилась за свидетельством о рождении спустя месяц после выписки. В ЗАГСе она получила отказ, но пошла обжаловать это решение в суде. В результате была инициирована прокурорская проверка. Надзорное ведомство посчитало, что медики родильного дома передали малыша постороннему лицу, не имеющему никаких прав, и предписала устранить такую практику. С апреля 2018 года медучреждения нашего города передают малышей, появившихся от сурмам, только родителям, вписанным в свидетельство о рождении. Семейным парам ЗАГС этот документ выдает в день обращения, а одиноким - только по решению суда».

А если при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) был использован только донорский материал, то воссоединение вообще может не состояться, а ребенок останется сиротой. При этом, как отмечают специалисты, об этих трудностях будущие родители могут не знать, если они участвуют в программе без агентств-посредников. С подобной проблемой к уполномоченному обратилась 50-летняя женщина, решившая обратиться за помощью к суррогатной матери. В итоге младенец был признан оставшимся без попечения, а потом передан маме под предварительную опеку. Чтобы стать его законной матерью, женщине придется пройти школу приемных родителей, а потом через суд усыновить ребенка.

«Благодаря понимающему отношению органа опеки и других социальных служб, эта история закончилась хорошо. Но могло быть иначе; был большой риск, что малыш попадет в другую семью», - говорят в команде детского омбудсмена.

Что надо сделать, чтобы оградить малышей от «взрослых» проблем и уравнять в правах семейных и одиноких приемных родителей, Светлана Агапитова обсудила с медиками, юристами, представителями ЗАГСа, прокуратуры, Росздравнадзора. Тем более, что популярность программы суррогатного материнства среди одиноких петербуржцев растет. По данным детского омбудсмена, в 2017 году было зарегистрировано 162 ребенка, рожденных с участием сурмам. Из них 15 малышей появились на свет у одиноких горожан: 7 - у незамужних женщин, 8 - у неженатых мужчин. За первый квартал 2018 года этой программой воспользовались уже 12 «одиночек» - 8 мужчин и 4 женщины.

Участники совещания были едины во мнении: «Если и семейные пары, и одинокие граждане имеют равное право воспользоваться донорскими клетками при ВРТ, то для них и процесс регистрации ребенка должен быть одинаковым. Иначе получается какая-то дискриминация «по социальному статусу».

Также прозвучало еще одно предложение - внести изменения, по которым при участии в программе суррогатного материнства законными представителями автоматически становятся генетические родители, а не выносившая его женщина, как это установлено сейчас. По мнению специалистов, изменения позволили бы избежать укрывательства ребенка или отказа забирать его.

«Судя по состоявшемуся с экспертами разговору, есть два пути решения поставленной проблемы: либо отменить условие, что свидетельство о рождении выписывается только лицам, состоящим в браке, либо запретить суррогатное материнство со 100% донорским биоматериалом для всех, - считает Светлана Агапитова. - Есть еще один аспект, который вызывает сомнения. Среди незамужних женщин и неженатых мужчин, участвующих в суррогатной программе, есть и граждане других государств. Российское законодательство запрещает усыновление в большинство европейских стран, а участие в суррогатной программе разрешено всем. У нас есть заявление от гражданки Германии, которая здесь воспользовалась программой ВРТ, но из-за сложностей с регистрацией ребенка в органах ЗАГС так и не смогла забрать ребенка. Малыш до сих пор живет у суррогатной матери. Возможно, общими усилиями нам удастся найти механизм действий и в подобных ситуациях. В течение ближайшего времени эксперты сформулируют свои предложения по совершенствованию законодательства. Мы их соберем, проанализируем и направим в Совет Федерации».

© ДокторПитер