Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Петербурге пациенты смогут пожаловаться своему онкологу через приложение

В Петербурге запустят онлайн-приложение, в котором пациент с онкологией во время лечения сможет каждые два дня заполнять опросник о состоянии здоровья. Результаты будут приходить лечащему врачу, и, в зависимости от жалоб пациента, доктор сможет удаленно корректировать поддерживающую терапию.

18 мая 2018
В Петербурге пациенты смогут пожаловаться своему онкологу через приложение
Источник:
PIXABAY / Интерпресс

Поддерживающая терапия включает разные формы поддержки пациентов во время и после противоопухолевого лечения — начиная от обеспечения обезболивающими препаратами и реабилитацией, заканчивая психологической помощью и поддержкой лечащего врача. Ожидаемый результат — улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациента.

Онлайн-приложение для удаленного общения врача и пациента станет одним из шагов к развитию системы поддерживающей терапии в России, считают эксперты, и оно будет запущено в Петербурге. Каждые два дня пациенту, который проходит лечение от рака, будет приходить опрос о состоянии здоровья. Результаты автоматически направляются лечащему врачу. В зависимости от ответов опросники окрашиваются в разные цвета, говорящие о самочувствии пациента. Поэтому, получив, например, «красную» анкету, врач сможет сразу понять, что пациенту необходимо скорректировать лечение, — это так же можно будет сделать через приложение. Об этом рассказали на IV Российской конференции «Поддерживающая терапия в онкологии» в Петербурге.

Зарегистрироваться в приложении предложат пациентам, которым назначается поддерживающая терапия, то есть всем, кто нуждается в приеме лекарственных препаратов и дополнительной терапии, помимо основного лечения.

Как рассказал директор Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) и Бюро по изучению рака почки Илья Тимофеев, онлайн связь с врачом может снизить риск смерти страдающих онкологией на 67%. Эксперт привел результаты исследования, в котором пациенты, получавшие одинаковое лечение, были разделены на две группы — одна из них еженедельно связывалась с врачом при помощи такого же опроса. В итоге именно в этой группе снизился риск смерти от онкологии. Такое взаимодействие с врачом также сократило расходы на ненужное лечение, благодаря регулярным консультациям.

— К сожалению, попытки внедрить поддерживающую терапию в широкую практику проходят не просто, — говорит член правления RUSSCO, руководитель отделения химиотерапии Городского клинического онкологического диспансера, д.м.н. Рашида Орлова. — Наше здравоохранение больше обращено на активное лечение — основное внимание сосредоточено на хирургии, лучевой терапии, развитии протонной и лекарственной терапии. И это все важно. Однако поддерживающая терапия занимает отдельное место в онкологии.

По ее словам, определенных успехов Петербург достиг в лекарственной поддерживающей терапии. Арсенал препаратов, как говорит Рашида Орлова, вырос в разы — пациенты в полном объеме получают обезболивающую терапию, профилактические препараты которые снимают риски осложнений, противорвотные средства при химиотерапии, бисфосфонаты при метастазах в кости для профилактики переломов и осложнений и т. д. По оценке эксперта, лекарственную поддерживающую терапию получают около 85% всех петербуржцев с онкологией.

— Сейчас врачи плохо осведомлены о том, как работать с побочными эффектами, например, от химио- и лучевой терапии, — говорит Илья Тимофеев. — Однако последние 4 года в России медиков обучают особенностям поддерживающей терапии и объясняют алгоритм работы с последствиями противоопухолевого лечения.

Так, по словам Лали Когония, председателя регионального отделения RUSSCO в Московской области, д.м.н., профессор кафедры онкологии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, сейчас уже разработаны алгоритмы терапии при разной степени выраженности болевого синдрома у пациентов с онкологическими заболеваниями.

Хуже обстоят дела в психологической помощи — очень малая часть пациентов обращаются к онкопсихологам. По словам экспертов, во многом это объясняется особенностью менталитета, однако проблема заключается и в том, что сейчас очень мало психологов, обученных работать именно в сфере онкологии, а также нет четкой системы психологической поддержки пациентов.

— У нас пациенты видят в лечащем враче психолога, в то время как онколог должен только назначить лечение и направить пациента в кабинет психолога, — говорит Лали Когония. — Особенно в условиях, когда очень распространен синдром профессионального выгорания. Как мы можем говорить о качестве жизни пациента, если качество жизни самого врача неадекватно? Для оказания поддержки страдающим онкологическими болезнями необходимо помогать и медикам — это отдельная задача.

Татьяна Холост

© ДокторПитер