Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Петербурге статистика смертности не зависит от майских указов

С момента издания майских указов президента Владимира Путина, в России стремительно начала расти продолжительность жизни и снижаться — смертность от сердечно-сосудистых болезней. Однако специалисты говорят о том, что, скорее всего, речь идет о манипуляциях со статистическими данными.

12 марта 2018
В Петербурге статистика смертности не зависит от майских указов
Источник:
Роман Пименов/ Интерпресс

В майских указах были перечислены заболевания, на лечении которых президент поручил сконцентрировать силы: сердечно-сосудистые болезни, рак, туберкулез. Кроме того, Владимир Путин поручил снизить смертность от редких болезней и смертность от неустановленных причин. В послании Федеральному собранию он сообщил лишь о снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, как рассказали «Ведомостям» аналитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), во многих регионах статистическая отчетность корректируется в соответствии с целями, обозначенными в президентских указах. «Смертность от перечисленных в указах болезней действительно снижается, а вот от прочих причин — в частности, относительно редких заболеваний нервной, эндокринной и мочеполовой систем, расстройств психических и поведения — переживает необычный всплеск», — цитирует издание научного сотрудника РАНХиГС Рамиля Хасанова. Эксперт приводит в пример Мордовию, Ивановскую, Амурскую, Нижегородскую и Липецкую области, где в 2016 году коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний был минимальным, а от прочих причин — максимальным: «Вероятно, регионы стараются выполнить цели майских указов и Концепции демографической политики до 2025 года», — отмечалось в мониторинге РАНХиГС.

Кроме того, в 2011–2016 годах коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снизился по всей стране, но больше всего — в Мордовии, Ингушетии, Амурской, Тамбовской, Воронежской и Нижегородской областях и в Марий Эл, сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу начальника управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светланы Никитиной: «А от болезней эндокринной, нервной и мочеполовой систем, а также от психических расстройств действительно вырос в разы, увеличилась смертность от неклассифицированных и прочих причин. В целом смертность от всех перечисленных факторов увеличилась в 1,7 раза и во всех упомянутых регионах, кроме Ингушетии, оказалась выше средней по России».

Напомним, «Доктор Питер» сообщал о претензиях фонда «Здоровье» к Минздраву по поводу манипуляций со статистикой. Тогда эксперты приводили в пример Сахалинскую область, где смертность «от прочих причин» выросла в январе-феврале 2017 года на 346,6%, и за тот же период смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 40,6%.

В Минздраве поясняли тогда, как складывается показатель смертности от прочих причин: «Для кодирования причин смерти используются только 19 классов, из которых для ежемесячного мониторинга смертности населения выделены причины, имеющие наиболее значимую долю в общей смертности. Это инфекционные болезни, новообразования, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения и внешние причины. Все остальные классы заболеваний — это и есть прочие болезни. Если раньше у нас практически не кодировались смерти от болезней эндокринной системы, нервных болезней, психических расстройств и расстройств поведения, то сегодня благодаря обучению врачей правилам кодирования причин смерти в соответствии с МКБ-10, медики стали соблюдать рекомендации ВОЗ и правильно выбирать первоначальные причины смерти».

С января 2017 года из «других классов болезней» впервые выделены «болезни нервной системы» и «болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ». Данных Росстата по итогам 2017 года пока нет, определить, какую долю в причинах смертности от «других классов болезни» составляли впервые выделенные заболевания пока невозможно. По опубликованным цифрам на январь-февраль 2017 года видно, что общее число смертей от «других классов болезней» сильно уменьшилось: если в 2016 году в эту графу попали 340 329 умерших, то в 2017-м — 215 553. В этот период, по данным Росстата, 100 341 человек умерли от болезней нервной системы и 38488 — от болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Как поясняют эксперты, когда человек страдает диабетом (заболевание эндокринной системы), одно из вероятных осложнений — развитие сердечно-сосудистых заболеваний, приводящие к смертельному исходу, но в своем заключении патологоанатом может написать в качестве причины то заболевание, которое требуется в конкретный момент времени.

Петербург на фоне «рапортов» об успехах выглядит честнее. Сейчас Росстат сообщает, что от сердечно-сосудистых заболеваний в Петербурге в 2017 году умерли на 1510 петербуржцев меньше, чем в 2016 году: 34 620 против 36 130 человек. Это неудивительно, потому что на экстренную помощь пациентам с сосудистыми проблемами в Петербурге мобилизованы больше десятка сосудистых центров. Немного выросло число умерших от инфекционных болезней — со 1179 в 2016 году до 1195 — в 2017-м. Уменьшается смертность от заболеваний органов пищеварения, дыхательной системы (с эпидсезона 2015-2016 годов в городе, к счастью, не было эпидемий гриппа, основным осложнением которого становились пневмонии с летальным исходом). Но не останавливается ни рост заболеваемости, ни смертности от новообразований — они стали причиной смерти 13424 человек в 2016 году и 13 437 в 2017-м. По данным «Доктора Питера», из них на учете у онкологов состояли 9568 человек, 3890 — умерли в течение года с момента установки диагноза, 1870 умерших — трудоспособного возраста.

© ДокторПитер