Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бюджет системы здравоохранения Петербурга: шаг вперед, два шага назад

Бюджет комитета по здравоохранению в 2017 году вырос с запланированных 89,8 млрд рублей до 93,6 млрд рублей за счет дополнительного финансирования из городского бюджета, федеральных и депутатских средств. Бюджет 2018 года составит 93 255 млн, рассказал "Доктору Питеру" заместитель председателя комздрава Константин Клюковкин. На первый взгляд — роста нет совсем. В комитете по здравоохранению говорят — есть, 7-процентный.

12 декабря 20172

- Константин Сергеевич, бюджет здравоохранения-2017 мы называли бюджетом выживания. Сохраняется ли такое определение для бюджета-2018?

- Cкажу сразу — прирост в финансировании системы здравоохранения в этом году заметный. Если говорить об отрасли в целом, вместе с районным финансированием, то он составит 7%, а инфляция в 2018 году ожидается в 5,6%. Это объективно, если не учитывать средства из федерального бюджета (они до нас еще не дошли в полном объеме, только 470 млн рублей), деньги, заложенные на строительство медицинских учреждений в Адресную инвестиционную программу, на закупку немонтируемого оборудования, капремонты. То есть, если не учитывать средства, которые можно отнести к расходам на развитие.

Наша заявка на дополнительное финансирование, которая обсуждалась, в том числе и на комиссии по социальной политике и здравоохранению в Законодательном собрании, была в этот раз, можно сказать, амбициозной. Если бы удалось удовлетворить ее в полном объеме, решение многих вопросов вышло бы на качественно иной уровень. И да, мы заметно разгрузили бы очередь на эндопротезирование, заметно продвинулись бы в вопросе оказания помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, гепатитами. Но средства ограничены. Поэтому исходим из существующих возможностей.

Чтобы дать правильное определение для бюджета-2018, надо говорить, достаточен ли он для выполнения конкретных задач. Мы считаем, что средств для выполнения задач, заложенных государственной программой «Развитие здравоохранения Петербурга» на будущий год, хватит. Но, понятное дело, хотелось бы существенно больше.

- Разница между 7% и 5,6% не так уж и велика. Получается, что она сможет обеспечить только рост зарплат в соответствии с майскими указами президента и компенсировать рост цен в соответствии с инфляцией.

- Заявка в бюджет формируется не по принципу индексации. С 2015 года в Петербурге используется программно-целевой метод планирования и бюджет здравоохранения формируется в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами, предусмотренными принятой госпрограммой, разработанной в период до 2022 года. При этом, конечно, учитываем наше видение приоритетов на 2018 год. Среди них — рост финансирования учреждений здравоохранения с учетом объема помощи, который ими должен оказываться, а также обеспечение существенного роста зарплаты в соответствии с дорожной картой. В следующем году она завершается. Поэтому для бюджетных учреждений субсидии вырастут не на 7%, а на 12%. Этого должно хватить, чтобы обеспечить и рост зарплат, и лечебный процесс. Для медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, по нашим расчетам, для необходимого роста зарплат средств будет достаточно.

- Фактическое финансирование системы здравоохранения в 2017 году составило 93,6 млрд рублей, а в бюджете 2018 года запланированы расходы в 93 255 млн рублей. Сумма даже меньше — более чем на 300 млн.

- Сравнивать сложно, в том числе и потому, что для сравнения вы берете размер бюджета с учетом средств на выполнение задач, которых в 2018 году уже не будет. Нельзя сравнивать, например, запланированные расходы на закупку немонтируемого оборудования. В этом году было выделено 2,8 млрд рублей для оснащение вводимых объектов здравоохранения, прежде всего, нового корпуса Мариинской больницы. В следующем году на новые объекты нужно 971 млрд. руб. Сейчас у нас новые требования к формированию расходов на капитальный ремонт — включаются только заявки по объектам, которые уже имеют экспертное заключение на проектно-сметную документацию. Поэтому сравнение - не в пользу 2018 года. Если в этом году отрасль получила на капремонты 2,4 млрд, то в 2018 году - 1,289 млрд рублей: только на те объекты, которые имеют положительное экспертное заключение. Соответственно, в 2018 году такие заключения получат другие объекты, и мы будем заявлять их либо поправками в 2018 году, либо уже на 2019 год.

Зато у нас впервые появилась отдельная целевая статья на замену лифтов — 93,3 млн. Будет установлено 23 лифта в разных медицинских учреждениях.

- На какие статьи увеличены расходы в 2018 году? Перед первыми слушаниями бюджета в Законодательном собрании выяснилось, что финансирование программы профилактики ВИЧ/СПИД в этом году сократили в несколько раз. А именно городские деньги по этой программе позволяли Петербургу, в отличие от других регионов страны, не испытывать перебоев с обеспечением лекарствами, закупаемыми Минздравом с большим опозданием (в этом году лекарства от Минздрава появились только в июне).

- Напомню, в госпрограмме «Развитие здравоохранения Петербурга» - 10 программ, которые раньше мы называли целевыми, теперь они называются мероприятиями в рамках госпрограммы. Самый заметный рост финансирования - у программы по профилактике и лечению туберкулеза - +14,8%. И на программу по лечению и профилактике ВИЧ запланирован рост расходов на 6,9%, общая сумма - 826 млн рублей. Информация о том, что сократили финансирование программы по ВИЧ, вероятно, появилась, из-за того, что сейчас эти расходы идут по трем статьям, а не по одной, как раньше. И других сумм просто не было видно. С этого года софинансирование этой программы из федерального бюджета происходит в рамках системы «Электронный бюджет». А для этого деньги надо было выделить в отдельную целевую статью, что и было сделано.

По программе «Психиатрия» финансирование выросло на 8,8%.

Увеличивается финансирование из городского бюджета высокотехнологичной медицинской помощи – 2,3 млрд рублей по сравнению с 2,1 млрд рублей в 2017 году. К нему добавится федеральное финансирование. В этом году мы получили из федерального бюджета 233 млн рублей. Сейчас ждем, когда Федерация определит свою долю софинансирования на 2018 год, но город свою часть уже назвал.

- Кроме программы по туберкулезу, увеличение запланировано, можно сказать, в пределах инфляции. Так что его и увеличением сложно назвать. Как же тогда уменьшилось финансирование других программ?

- Давайте не будем забывать, что город всегда находил возможность выделить дополнительные средства при корректировке бюджета. Весной этого года здравоохранение получило плюсом 2 млрд.рублей.

По поводу уменьшения финансирования во многих случаях необходимы пояснения. Так, например, заметно уменьшилась сумма на программу совершенствования службы скорой помощи. Но на самом деле из этой статьи исключены расходына закупку автотранспорта - она проходит по отдельной статье.

В пять раз уменьшились расходы здравоохранения на подготовку к Чемпионату мира по футболу. В этом году было запланировано и истрачено 352 млн — отремонтированы помещения, закуплены дополнительные машины «Скорой помощи» с оборудованием. То есть к ЧМ мы уже готовы, финансирование в 2018 году рассчитано только на медицинское обеспечение в период проведения чемпионата, это 77 млн рублей.

- Один из самых больших расходов в системе здравоохранения — лекарства (орфанные, онкологические...). Пациентам с редкими заболеваниями часто приходится добиваться их получения через суд. Появляются новые препараты для тех, кто раньше не мог даже рассчитывать на специализированное лечение, - его не существовало. В Петербург переезжают люди из других регионов, где нет надежды на получение дорогих орфанных препаратов. Потребности растут, федеральный бюджет удовлетворять их не спешит, а регион оставляет финансирование практически на прошлогоднем уровне.

- На льготные лекарства в 2017 году было выделено 3 322 млн рублей из городского бюджета. В 2018 году — 3 553 млн, рост - 6,9%. Но это такая область, в которой денег никогда не будет достаточно. Более того, их не хватает еще и потому, что региону приходится нести на себе еще и исполнение обязательств Федерации. В бюджете 2018 года сейчас запланировано 468 млн рублей федеральных средств для обеспечения петербуржцев препаратами по федеральной льготе. Оставшаяся часть средств, ориентировочно 1,3 млрд. рублей, будет получена после издания распоряжения правительства РФ о распределении средств между субъектами РФ.

- Лечение пациентов с онкологическими заболеваниями, снижение смертности от этих болезней на всех уровнях называют приоритетом. А у нас при потребности минимум в 6 млрд рублей на лечение онкологических пациентов (в 2013 году озвучивалась цифра в 7 млрд рублей), онкологическая служба получает треть.

- На выполнение программы «Онкология» мы получили 2477 млн рублей — рост на уровне индексации. Конечно, мы заявляли больше.

- Депутаты Законодательного собрания не утвердили программу комитета по здравоохранению, разработанную при и.о. председателя комздрава Евгении Евдошенко, - «Электронное здравоохранение». Значит ли это, что у нас по-прежнему информатизация в здравоохранении будет развиваться ни шатко ни валко?

- Проект «Электронное здравоохранение» вошел отдельным мероприятием в нашу госпрограмму, была сформирована заявка в бюджет на его реализацию. Но в ходе рассмотрения этой дополнительной заявки возникло много вопросов по проекту. В итоге было принято решение доработать проект в 2018 году вместе с комитетом по информатизации и с районами, а выделение дополнительного финансирования — отложить.

Но я не согласен с оценкой информатизации - «ни шатко ни валко». На самом деле уровень информатизации здравоохранения Петербурга заметно выше большинства других регионов. Сегодня 72% рабочих мест врачей оснащены автоматизированными рабочими местами (АРМ), 60% результатов лабораторных тестов передаются в электронном виде в единую электронную базу данных, 88% медицинских организаций обеспечивают запись на прием в той или иной дистанционной форме. К нам приезжают изучать опыт другие регионы, министр здравоохранения Вероника Скворцова специально приезжала для ознакомления с созданной в Петербурге технологией обмена данными лабораторных исследований. Разработана система оценки использования информационной системы в здравоохранении. Если в 2014 году индекс ее использования составлял 7%, то в начале 2017-го — 31%. Сейчас речь идет о том, чтобы все составляющие информационной системы здравоохранения объединить и выйти на совершенно другой уровень, получить возможность решать сразу несколько задач — для пациентов, для врачей, для системы управления. Но поскольку на это требуются достаточно большие средства, было принято решение, доработать проект.

- Сколько средств заложено в бюджете на создание Дирекции единого заказчика при комздраве, которая, как предполагалось, будет осуществлять все закупки для медицинских учреждений города? И какие функции появятся у этой структуры?

- На создание и работу Дирекции единого заказчика в 2018 году предусмотрено 67 млн рублей. Но в какой степени будут централизованы закупки в 2018 году — вопрос прорабатывается.

- Какие из наших долгостроев, наконец, начнут принимать пациентов в 2018 году?

- В 2018 году принимать пациентов в новом современном корпусе начнет Мариинская больница, детская поликлиника на Брестском бульваре на 420 посещений в смену. Уже построены и в следующем году получат разрешение на ввод в эксплуатацию подстанция ГССМП в Шувалово-Озерках и отделение скорой помощи поликлиники №88 на улице Генерала Симоняка. Надеемся завершить строительство перинатального центра в Городском роддоме №9, бюро Судмедэкспертизы, поликлиник в Красном селе и в Коломягах.

- Планы на строительство новых учреждений или подразделений крупных клиник в связи со сложной экономической ситуацией откладываются в долгий ящик. В городе теперь совсем ничего не будет строиться?

- Будет - исходя из приоритетности, и только в случае если проектно-сметная документация прошла экспертизу и получила положительное заключение. Так, после утверждения бюджета Петербурга уже точно ясно, что в 2018 году начнется строительство: отдельного корпуса в НИИ им. Джанелидзе (в нем откроется отделение экстренной помощи); поликлиники для детей в Колпино на Тверской ул. на 300 посещений в смену; поликлиники для взрослых в Приморском районе (на Туристской ул.) и в Невском районе (на Союзном пр.) на 600 посещений в каждой; подстанции скорой помощи на Ленинском проспекте в Красносельском районе.

Кроме того, в 2018 году планируется начать проектирование женской консультации во Фрунзенском районе, завершение проектирования новых корпусов — Городского онкодиспансера на Ветеранов и Детской больницы Марии Магдалины, поликлиники для детей в Невском районе, диагностического центра в Приморском районе.

- С прошлого года в Территориальных фондах ОМС создается страховой запас из средств, собираемых в качестве штрафных санкций, примененных к медицинским учреждениям. По постановлению правительства РФ он должен расходоваться на закупку оборудования, ремонт и обучение медицинских работников. Как расходовались деньги, накопленные в 2016 году, и как будет расходоваться накопленный «запас» 2017 года?

- В 2016 году на 783 млн рублей так называемого «нормированного страхового запаса» приобреталось оборудование для отделений реанимации и анестезиологии (192 единицы), в том числе неонатологическое - для роддомов. Три крупнейшие многопрофильные клиники — Александровская, Елизаветинская и 26-я больницы получили новые ангиографы. Кроме того, закуплено и установлено реабилитационное и физиотерапевтическое оборудование (346 единиц).

В 2017 году в соответствии с утвержденным планом мероприятий средства страхового запаса направлены на закупку реанимационного оборудования, ангиографов, эндоскопической и электрохирургической техники на общую сумму 636 млн. То есть это закупки, сопоставимые с теми, что осуществляются для медучреждений за счет бюджета.

© ДокторПитер