Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Каждая вторая пачка сливочного масла из магазинов Петербурга оказалась подделкой

Доля поддельного сливочного масла на прилавках петербургских магазинов выросла. К такому выводу пришли эксперты «Общественного контроля», проверив в очередной раз 14 образцов продукта. Как показала проверка, фальсификатом оказалась половина пачек сливочного масла разных производителей.

14 июня 2017
Каждая вторая пачка сливочного масла из магазинов Петербурга оказалась подделкой
Источник:
freepik.com

Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» отдала на экспертизу 14 образцов сливочного масла из магазинов Петербурга — их проверяли в лабораториях «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА» («ПЕТЭКС») и «Тест-С.-Петербург». Результаты оказались неутешительными — 10 образцов не соответствовали нормативным документам, а 6 содержали в жировой фазе продукта 90–95% жиров немолочного происхождения, то есть оказались фальсификатами.

Так, жировая фаза масла «Вологодские дворики» (ООО «НижМолДом», Нижний Новгород) и масла «Традиционное» (ООО «Златоустовский молочный комбинат») на 95% состояла из заменителя молочного жира. Оба образца были куплены в магазине «Сезон» на пр. Сизова, д. 28. Причем, как подчеркивают общественники, упаковки этого «масла» удивительно напоминают этикетки масел «Традиционное» от ООО «Дядьково-Молоко» (Уфа) и «Вологодские дворики» от ООО «Сегмент» (Нижний Новгород), которые были уличены «Общественным контролем» в фальсификации еще в 2014 году. 

«Более того, Калининский районный суд Санкт-Петербурга, куда обратился с иском «Общественный контроль», в марте 2015 года потребовал от ООО «Дядьково-Молоко» и ООО «Сегмент» прекратить противоправные действия по выпуску фальсифицированной продукции. Однако, как следует из результатов нынешней проверки, поддельное масло с той же самой знакомой этикеткой до сих пор продается в Петербурге. Только изготовителями суррогата на этот раз выступили другие юридические лица. Но суть от этого, как видим, не поменялась: продукция по-прежнему фальсифицирована», - говорят в «Общественном контроле».

Еще один завсегдатай черного списка «Общественного контроля» – московское ООО «Милагро М». Фальсификатом была признана продукция этого производителя в ходе экспертиз «Общественного контроля» в 2014 и 2016 годах. Проверка в этом году показала, что жировая фаза масла коровьего сливочного традиционного 82,5-процентного со значком «Экопродукт» (приобретено в магазине «Сезон» на пр. Сизова, д. 28) на 95% состояла из жиров немолочного происхождения. Масло оказалось не просто поддельным – оно имело посторонний запах.

– У данного образца присутствовал посторонний запах, не свойственный сливочному маслу. Поэтому и вкус не определялся, так как исследования по установлению природы постороннего запаха не проводились, – говорит заместитель начальника лаборатории «ПЕТЭКС» Валерий Тимофеев. 

Обратили внимание в лаборатории и на надпись «Экопродукт», которой была украшена упаковка поддельного масла от ООО «Милагро М».

– Когда на этикетке пишут, например, «без ГМО», я понимаю, что это можно проверить в лаборатории. Однако сегодня методик по определению соответствия масла стандарту экопродукта не существует, поэтому кроме недостоверной рекламы никакой другой информации такой знак потребителю не несет, – продолжает Валерий Тимофеев.

Еще одним фальсификатом, выдавшим себя по запаху, оказалось «масло сливочное традиционное, 82,5%» по цене 42 рубля за 180 граммов, прибывшее в Петербург из Свердловской области от ИП Чуракова С.Л. Жировая фаза образца, приобретенного в том же магазине «Сезон» на пр. Сизова, д. 28, на 95% состояла из жиров немолочного происхождения.

– У данного образца запах и вкус несвойственные сливочному молочному продукту заявленного наименования, отсутствует привкус пастеризации. Образец имеет масложировой привкус, который для потребителя часто ассоциируется с маргариновым, – говорит Валерий Тимофеев. – Масляная кислота в жировой фазе образца вообще не обнаружена, что ставит под сомнение наличие молочного жира в продукте.

Другими подделками сливочного масла оказались образцы производства ООО «Нальчикский молочный комбинат» из Нальчика (содержание жиров немолочного происхождения в жировой фазе 89%) и ООО «ПКФ «Триумф», Нижний Новгород (содержание жиров немолочного происхождения в жировой фазе – 94%).

«Общественный контроль» направил материалы проверки в петербургское управление Роспотребнадзора для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Кроме этого, общественники просят покупателей внимательно изучать этикетку перед покупкой товара. Так, к примеру, производитель масла «Вологодушка» ООО «Молочный дом» из Курской области вводил в заблуждение покупателей тем, что на лицевой стороне упаковки крупным шрифтом писал слово «Масло», а на обороте мелким шрифтом - «масло растительно-сливочное», в котором молочного жира может быть не более 20%, остальные 80% – жиры растительного происхождения.

– Данный продукт не может называться маслом, поскольку масло производится только из коровьего молока или пастеризованных сливок. Понятие «масло растительно-сливочное» не предусмотрено в Техническом регламенте Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Этот продукт можно отнести к Техническому регламенту Таможенного союза 024/2011 на масложировую продукцию, изменив название на «спред растительно-сливочный». Поскольку название продукта – «масло Вологодушка» – противоречит составу продукта, указанному на этикетке, его маркировка не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», – объясняет заместитель генерального директора ФБУ «Тест-С.-Петербург» Людмила Серажутдинова.

«ОАО «Ржевский маслосыркомбинат», производитель «Крестьянского» масла «Луговая свежесть» 72,5% из Тверской области, за то, что его продукция не прошла экспертизу, должно «благодарить» персонал супермаркета «Карусель» на Коломяжском пр., д. 17А, - сообщают в «Общественном контроле». - Желая продать залежавшийся товар, сотрудники гипермаркета заклеили своим стикером надпись с заводской датой изготовления (27.03.2017), указав более «свежую» – 02.05.2017. В итоге масло, срок годности которого истек 2 мая (35 суток при температуре хранения не выше +5С) в этот же день получил новый срок годности… до 7 июня! Однако специалисты лаборатории «Петербург-Экспертиза» обратили внимание на уловку торговой сети «Карусель» и признали образец не соответствующим требованиям к маркировке».

При этом, образец масла «Луговая свежесть» 72,5% удивил проверяющих еще и тем, что его фактическая жирность 83% соответствовала более дорогому виду масла сливочного сладко-сливочного жирностью 82,5%. Получается, что в данном случае изготовитель обманул себя сам в пользу потребителя, продав дорогое масло по более низкой цене.

Еще два образца масла сливочного были признаны не соответствующими ГОСТу. Так, масло «Крестьянское» 72,5% от АО «ХК «Ополье» (Владимирская обл.) торговой марки «Каждый день» (частная марка торговой сети «Ашан») имело пониженную жирность (71,1%) и повышенную массовую долю влаги (26,1% вместо нормы «не более 25%»), образец масла сладко-сливочного 82,5% от петербургского ООО «Росэкспопром» тоже имел пониженную жирность (75,9%) и повышенную массовую долю влаги (21,2% вместо нормы «от 18,5% до 14% включительно»).

Согласно протоколам испытаний, полностью соответствуют требованиям нормативных документов 4 образца сливочного масле: масло «Крестьянское» 72,5% торговых марок «Из Вологды» (ООО «Устюженский агропромышленный комбинат», Вологодская обл.), «Просто» (ОАО «Маслосырзавод «Порховский», Псковская обл.), «Крестьянские узоры» (ООО «Воронежросагро») и масло сладко-сливочное традиционное 82,5% торговой марки «Лакомо» (частная марка торговой сети «Ашан») от ООО «Ястро» (Омск).

Каждая вторая пачка сливочного масла из магазинов Петербурга оказалась подделкой
Фото: "Общественный контроль"

© ДокторПитер