Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чтобы избавиться от гепатита С, надо покупать лекарства в странах третьего мира

Есть в стране эпидемия гепатита С или ее нет - специалисты предлагают эпидемиологам предоставить право отвечать на этот вопрос. А они говорят, что эпидемии нет, значит, эффективные современные препараты прямого действия на вирус гепатита С будут оставаться дорогими, а лечение ими — недоступным.

25 ноября 20169
Чтобы избавиться от гепатита С, надо покупать лекарства в странах третьего мира
Источник:
Сергей Коньков/ДП

В России официально зарегистрировано 3,7 млн человек, инфицированных вирусом гепатита С. Только за прошлый год выявлено 55,5 тысяч новых случаев заболевания. Из них у более 2 тысяч человек — острая стадия заболевания. Эту официальную статистику озвучил Сергей Дугин, руководитель благотворительной организации «Гуманитарное действие» на встрече за круглым столом, посвященной лечению и профилактике гепатита С.

- Учитывая, что человек, инфицированный вирусом гепатита С, долгое время может даже не подозревать о проблеме, следует умножать официальные цифры на два: по оценочным данным, инфицированность вирусом гепатита С в России гораздо выше: около 6 млн человек, - говорит Юлия Драгунова, представитель Коалиции по готовности к лечению. - Ситуация очень сложная. По показаниям, 123 тысяч человек в год должны получать лечение. А выделяется на него в общей сложности 2,5 млрд рублей. При таком объеме средств курс лечения одного пациента должен стоить 50 тысяч рублей. А у нас даже курс лечения пегилированными интерферонами составляет от 100 тыс руб. И если учесть, что эффективность этих лекарств намного меньше, чем у препаратов прямого действия, а длительность лечения больше, то понятно, что мы выбираем последние.

И Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тоже выбрала - в обновленном «Руководстве ВОЗ по скринингу, оказанию медицинской помощи и лечению лиц с хронической инфекцией гепатита С» сказано: «Для лечения инфекции гепатита С рекомендуется использовать схемы противовирусных препаратов прямого действия (ПППД) вместо схем с пегилированным интерфероном/рибаверином» (исключение — три генотипа ВГС с циррозом). Схемы с использованием телапревира или боцепревира более не рекомендованы для лечения гепатита С».

На территории РФ зарегистрированы препараты прямого действия на вирус гепатита С, эффективность которых достигает 90% и более. Но лечение ими стоит около миллиона рублей. В отличие от пегилированных интерферонов, их надо принимать 8-12-24 недели, в зависимости от тяжести течения заболевания (интерфероны принимаются до года, курс лечения переносится очень тяжело). В ближайшее время появятся новинки от фармгигантов — три пангенотипных (предназначенных для лечения всех генотипов гепатита С) препарата от компаний Abbvie, Gileada, Merk.

Однако, как говорит Юлия Драгунова, пока в стране не будет признана эпидемия, стоимость современных лекарств для лечения гепатита С будет высокой, а лечение недоступным, несмотря на то, что есть возможность производить на отечественных предприятиях дженерики — например, софосбувирсодержащие копии.

Общественная организация «Гуманитарное действие» вместе с Коалицией по готовности к лечению занимаются оспариванием патента на препараты софосбувира компанииGilead. Судебная тяжба длится уже второй год, похоже, общественники ее проиграют, но не отчаиваются: во Франции пациентские организации тоже проиграли дело по оспариванию патента на софосбувир, но тем не менее, когда рассмотрение завершилось, они получили низкую цену на препарат.

Скорее всего, пока пациентам придется по-прежнему разными путями доставать препарат в разных странах, чтобы иметь возможность лечиться всего три месяца одной таблеткой в день, без побочных эффектов, характерных для интерферонов. Например, в соседней Украине, как в стране с низкими доходами, оригинальный препарат стоит чуть больше 1 тысячи долларов в аптеке. Купить лекарство (дженерик) в Индии или в Египте и вовсе можно за 25-30 тысяч рублей.

- Задача общественников — сделать все, чтобы цены на эти препараты в нашей стране снижались и становились доступными для лечения, - говорит Юлия Драгунова. - А пока этого не происходит, мы рассматриваем принцип открытых границ для ввоза лекарств для личного пользования, как шанс вылечиться для очень многих людей.

© ДокторПитер