В Сибири учатся выявлять болезни глаз по слезам

Новосибирские ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН исследуют слезную жидкость. Они выяснили, что её состояние отражает наличие офтальмологических заболеваний.

21 сентября 20161

Исследования новосибирских ученых длятся уже четыре года. За это время, сравнивая слезы здоровых и больных людей, они обнаружили различные компоненты слезной жидкости, которые могут служить диагностическими маркерами офтальмологических заболеваний. Как сообщает «Наука в Сибири», ученые из ИХБФМ впервые изучили слезную жидкость в просвечивающем электронном микроскопе. Важнейшей находкой исследователей стало обнаружениев ней так называемых «мохнатых» везикул особой морфологии, ранее не замеченных ни в одной из биологических жидкостей. Предположительно, они представляют собой отделившиеся участки микроворсинок эпителиальных клеток. Особенность этих везикул в том, что мембрану насквозь пронзают белковые нити. По заключению авторов исследования, содержание «мохнатых» везикул в слезной жидкости здоровых и больных людей различается. В связи с этим они сделали предположение, что это связано с развитием деструктивных изменений эпителиальных клеток в ходе офтальмологических заболеваний. Кроме того, исследование позволило впервые получить прямые доказательства присутствия в слезной жидкости экзосом. По морфологическим характеристикам экзосомы — это везикулы округлой формы, имеющие размер до ста нанометров. Эти структуры есть во всех биологических жидкостях человека, но их роль в функционировании организма до сих пор активно обсуждается международным научным сообществом. «Экзосомы, содержащиеся в разных биологических жидкостях, не различаются по морфологии — они одинаково представляют собой округлые везикулы. Однако находятся отличия по молекулярному составу, сейчас в этой области ведутся наиболее активные исследования. Мы считаем, экзосомы слезной жидкости могут стать источником именно молекулярных маркеров офтальмологических заболеваний», — рассказала аспирантка ИХБФМ СО РАН Алина Григорьева.

Для электронно-микроскопического исследования ученые разделяли слезную жидкость центрифугированием на супернатант (надосадочную жидкость) и осадок. Каплю супернатанта сорбируют на медную сеточку, покрытую тонкой полимерной пленкой. Этот способ позволяет исследовать взвешенные в слезной жидкости объекты, чей размер не превышает нескольких микрометров, а также увидеть структуру их поверхности. Однако биологические материалы электоронно-прозрачны, поэтому перед помещением в электронный микроскоп их контрастируют веществами, содержащими ионы тяжелых металлов, например, уранил ацетатом или фосфорновольфрамовой кислотой. Осадок, полученный при центрифугировании слезной жидкости, изучают методом ультратонких срезов — тогда появляется возможность увидеть внутреннее строение объекта. Перед этим его подвергают обезвоживанию и заливают в специальную смолу. Образец оказывается надежно «упакованным» и готовым к нарезке на ультратоме, специальном приборе, на котором делаются срезы толщиной около 70 нанометров, а это практически в полторы тысячи раз тоньше, чем лист бумаги А4 (0,1 мм).

Исследования еще продолжаются, но уже сейчас предполагается, что накопленные знания помогут создать принципиально новый подход к диагностике заболеваний глаз.