Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургские магазины продают маргарин под видом сливочного масла

Проверка «Общественного контроля» показала, что 50% сливочного масла в магазинах города являются подделками. Под настоящим названием на упаковке скрывается в лучшем случае спред, а в худшем — маргарин.

18 августа 20167
Петербургские магазины продают маргарин под видом сливочного масла
Источник:
Роман Киташов/ДП

Сливочное масло без молока

Итоги экспертизы сливочного масла шокировали даже опытных специалистов испытательной лаборатории «Петербург-Экспертиза». Из десяти образцов, приобретенных в магазинах города, половина не соответствовала ГОСТу по жирно-кислотному составу. Закупка масла проводилась по инициативе общественной организации потребителей «Общественный контроль». Организация уже публиковала этикетки некачественных образцов, а сейчас предоставила подробный отчет о проверке. 

Производители четырех фальсификатов сливочного масла заверили покупателей, что те держат в руках сливочное масло «Традиционное» 82,5% жирности. На самом деле под видом масла скрывался обычный маргарин, который состоял в основном из жиров немолочного происхождения. Так, молочного жира практически не оказалось (менее 5%) в образцах псевдомасла под брендом «Традиционное» от ИП Пиньженина О.А (Екатеринбург), ООО «Молочная линия» (Красноярск) и ООО «Милагро М» (Москва). В образце фальшивого масла под брендом «БОЖЬЯ КОРОВКА» (ООО ПК «Айсберг-Люкс», Московская область) молочного жира в жировой фазе оказалось всего 14% вместо положенных 100%.

Остальные физико-химические показатели поддельных образцов также не соответствовали требованиям информации на упаковке. Согласно ГОСТу, масло «Традиционное» должно иметь жирность 82,5%. По факту массовая доля жира в подделке «БОЖЬЯ КОРОВКА» составила 76,2%, в подделке от ИП Пиньженина О.А. – 72,6%, в фальсификате от «Молочная линия» – 70,3%, в образце от «Милагро М» – 72,4%.

 – Это тенденция последнего времени, – говорит начальник испытательной лаборатории «Петербург-экспертиза» Людмила Гамова. – В предшествующие годы фальсификация была прикрыта благополучными показателями по количественному содержанию жира и влаги. В данном случае имеет место небрежная и грубая подделка.

Фоторепортаж

+2

По мнению профессора кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Татьяны Пилипенко, можно с большой долей вероятности предположить, что подделки сделаны на основе пальмового масла. Поскольку только оно имеет похожую на сливочное масло консистенцию. К тому же другие растительные масла обладают специфическим вкусом и запахом и требуют дополнительной переработки, а у «пальмы» отсутствуют и вкус, и запах.

Особняком в ряду образцов, не прошедших экспертизу, стоит масло «Крестьянское от ООО «Белый медведь» ( Ростов-на-Дону). Свою продукцию он выпускает под частной торговой маркой крупной торговой сети «Ашан». Эксперты обнаружили в нем около 15% жиров немолочного происхождения.

 –Жировая фаза сливочного масла должна полностью состоять из молочного жира. Если это не так, образец не может соответствовать ГОСТу. И не важно, сколько в нем жиров немолочного происхождения – 95% или не более 15%, – говорит Людмила Гамова.

Материалы о реализации в Петербурге фальсифицированного сливочного масла «Общественный контроль» уже направил в Управление Роспотребнадзора по Петербургу для принятия мер.

Подделку выдает цена

Фальсификаты под маркой «Традиционное» от ИП Пиньженина О.А.,  «Молочная линия» и «Милагро М» имеют такую низкую цену, что трудно не заподозрить в них подделку, – 39,90, 37,00 и 39,50 рублей соответственно. Многие потребители прекрасно осведомлены, что сливочное масло не может быть настолько дешевым и, скорее всего, под красивой упаковкой скрывается спред или маргарин. Поэтому экспертам совершенно непонятна логика производителя, продающего маргарин под видом сливочного масла по цене маргарина.

– Сегодня так много говорят о вреде растительных спредов и маргаринов, что люди просто их не покупают. Какая-нибудь бабушка, которой много раз по телевидению и в газетах рассказали, что маргарин вреден, лучше купит сливочное масло и на булочку его намажет. И, конечно, будет выбирать подешевле, не задумываясь, почему сливочное масло стоит, как маргарин, – говорит Татьяна Пилипенко.

Сегодня справедливая цена за стандартную пачку сливочного масла 82,5% жирности весом в 180 г на полке магазина не может быть ниже 70 рублей, за такую же пачку масла 72,5% жирности – 50 рублей. Продукция стоимостью ниже этих ценовых значений маслом не является, отмечают эксперты.

    «Пальму» определяем на вкус

    Современные технологии производства пищевых добавок достигли таких высот, что даже эксперты иногда сомневаются, что перед ними фальшивка.

    – Чисто внешне отличить подделку от настоящего масла невозможно. Опыт нынешнего исследования показывает, что даже при грубой фальсификации производитель может добиться сливочного вкуса и запаха с помощью ароматизаторов. Разве что некоторый обволакивающий эффект от такого масла во рту остается, – говорит Людмила Гамова.

    Не советует доверять яркому сливочному запаху или цвету при выборе сливочного масла и Татьяна Тагиева.

    – Изготовители сегодня используют настолько высококачественные ароматизаторы, что даже мы в лаборатории иногда ошибаемся, – уверяет она.

    Впрочем, Татьяна Пилипенко считает, что на вкус подделку всё же можно распознать: 

    – У пальмового масла температура плавления – 38 градусов. У сливочного – 28. Оказавшись во рту, настоящее масло моментально начинает таять. А пальмовое еще будет плавиться, ведь температура нашего тела ниже температуры его плавления. Поэтому и возникает обволакивающее ощущение во рту – это вкус твердого жира.

    Можно покупать

    Лишь половина из представленных на экспертизу образцов сливочного масла прошли проверку. Не вызвали нареканий у лаборатории следующие образцы:«Крестьянское» от ООО «Аньковское» (Ивановская обл.), «Крестьянское» под частной маркой гипермаркета «О’Кей» «То, что надо!» от ООО «Ува-молоко» (Ижевск), «Крестьянское» под торговой маркой «Луговая свежесть» от ООО «Ржевский маслосыркомбинат» (Тверская обл.), «Любительское» от Солигорского филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (Солигорск, Республика Беларусь) и «Традиционное» от ООО «Версия» (Санкт-Петербург).

    © ДокторПитер