Центр профилактики: Учитель должен знать, кто в классе «ботаник», а кто - «подсолнух»

09:40, 26.04.2016 / Верcия для печати / 0 комментариев

Что становится причиной развития неврозов у школьников и как с ними бороться? О невротизирующих факторах обучающей среды в Городском центре медицинской профилактики педагогам рассказала Ольга Янушанец, д.м.н., заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Центр профилактики: Учитель должен знать, кто в классе «ботаник», а кто - «подсолнух»
Фото: clip.dn.ua

- Неврозы – группа функциональных психогенных обратимых расстройств. Провоцирует развитие невроза, как правило, конфликт или ситуация, которая долгое время мешает человеку удовлетворять базовые потребности. То есть невроз – это состояние, в котором человек чувствует угрозу для себя.
Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков всех возрастов, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.

Читайте также: Психотерапевты: Почти 70% россиян страдают неврозами

Кого настигает невроз

К неврозам предрасположены дети с повышенным эгоцентризмом, очень впечатлительные, со слабым типом высшей нервной деятельности или с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, а также чрезмерно уверенные в себе и ставящие перед собой зачастую неразрешимые задачи.

Результаты опроса родителей школьников выявили следующие показатели невротизации учащихся по отношению к школе: 

  • раздражительность — 91%
  • страхи — 81%
  • негативные высказывания в адрес школы – 75%
  • трудности с выполнением домашнего задания — 68%
  • трудности понимания учебного материала — 63%
  • физиологические проявления страха, не имеющие медицинского обоснования и не поддающиеся лечению – 49,3%
  • плаксивость — 22,1%
  • нарушение сна — 11,9%. 

То есть по сути школа для ребенка  не является безопасной средой. И количество детских неврозов постоянно увеличивается. Часто говорят, что невроз возникает из-за перегрузки в школе. А что вызывает перегрузку? Ведь ни количество школьных предметов, ни количество часов не увеличилось. С этим еще предстоит разобраться специалистам.

Ботаники и подсолнухи, а также вожди краснокожих

По проявлению тревожности детей можно разделить на три группы. 
1. «Маленькие знайки» - интроверты, которые тревожатся всегда. В детской среде их зовут «ботаниками». Их 22%. 
2. «Подсолнухи» (52%) - центроверты, которые тревожатся по ситуации. Они конформисты и примыкают к большинству. 
3. «Вожди краснокожих» - экстраверты,  составляют третью группу (26%). Им важно взаимопонимание между ними - и классом, ними - и учителем. Это лидеры, считающие, что весь мир существует только для них. Они часто истеричны, гиперактивны. Если им постоянно говорить: «Сиди и молчи!», то невроз не заставит себя ждать.

Учитель должен знать различия детей этих трех конституциональных типов, уметь определять их, чтобы правильно общаться с ребенком. Так пассивному интроверту, который считает, что «я не хуже других», нельзя навязывать роль лидера, перегружать его ответственностью. «Подсолнухи», коих большинство, склонны к разгильдяйству. Здесь девиз должен быть: «Доверяй, но проверяй». А избыток энергии «вождей краснокожих» необходимо постоянно сдерживать, направляя в мирное русло.

У младших школьников и подростков — разные тревоги

У младших школьников к неврозам ведет постоянное беспокойство: я не успеваю за всеми, не понимаю, что объясняет учитель, со мной никто не дружит, меня не берут в игру, учитель не обращает на меня внимание. Не стоит считать его беспокойство блажью. Для ребенка очень важны вопросы дружбы. Если в отношениях что-то не ладится, для него это огромный стресс.

У подростков другие тревоги. Наибольшее беспокойство у них вызывают ситуации, в которых он слышит смех за спиной, он испытывает дискомфорт, когда «на меня смотрят, как на маленького», «сравнивают с другими», «замолкают при моем появлении», «проверяют мои способности». Для подростка стресс - не только сдача экзаменов, но и ожидание родителей с родительского собрания.

Учитель должен представлять особенности сопровождения детей разных конституциональных типов, чтобы знать, какие проявления в их поведении сдерживать, а какие - поощрять. К интроверту должен быть поощряющий, поддерживающий подход. К экстраверту – сдерживающий. А к центроверту следует применить сочетание подходов.

Помогите найти авторитет

Если говорить о формах психолого-педагогического воздействия, то уместно вспомнить о том, кто является авторитетом для ребенка. 

В 7-10 лет самый сильный авторитет - у учителя, его похвала чрезвычайно важна, он не должен допускать сравнения между детьми. 

В 10-12 лет главный авторитет – лидер среди сверстников. Но лидер может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Задача учителя поддерживать правильных лидеров, давать различные поручения в классе с учетом межличностных отношений, учитывать место ребенка в детском коллективе. 

В 12-14 лет авторитетом становятся успешные взрослые – артисты, политики, спортсмены. Дети начинают мечтать об успехе. Но именно в этом возрасте происходит гормональная буря в их организмах. Они страшатся за свое будущее, боятся не справиться с возложенными на них обязанностями. Им надо дать максимальную возможность проявить себя. Например, в волонтерской деятельности. 

В 14-17 лет авторитетом становятся литературные герои, ученые, философы. В этом возрасте начинают волновать экзистенциальные вопросы, проблемы мироздания, поиски смысла жизни. Это возраст суицидов, уходов в секты. Об этом следует помнить. Здесь надо дать возможность ребенку попробовать свои силы в общественной деятельности.

Чем невроз отличается от невоспитанности

По данным врача-невролога Евгении Снеговой, заведующей неврологическим отделением Консультативно-диагностического центра для детей, количество неврозов у детей выросло за последние годы в 60 раз. Растет число неврозоподобных (астенических) состояний. У девочек большинство неврозов развивается в подростковом возрасте, а у мальчиков – в младшем школьном.

Различают виды неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. 

Неврастения – «раздражительная слабость» проявляется в повышенной утомляемости, слабости, снижении работоспособности, нарушении сна, появлении головных болей. Есть даже такое выражение «каска неврастеника», характеризующее типичные боли. Симптомы истерии очень разнообразны, для них характерны театральность, выразительность приступа, потребность в зрителях: все ушли – и приступ прошел.
Невроз навязчивых состояний – это неуверенность в себе, боязнь нового, перемен, различные страхи: одиночества, темноты, насекомых, животных. Развивается очень много фобий – смерти, острых предметов и т. д. Появляется куча навязчивых мыслей, сомнений. Ребенок придумывает себе немыслимые ритуалы, якобы защищающие от грозящей опасности. Например, 30 раз попрыгать на одной ноге, потом на другой, прежде, чем выйти из дома. В критические периоды жизни ребенка (2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет) любой фактор может усилить проявления невроза.

Читайте также: Какими фобиями страдают петербуржцы

В структуру всех видов неврозов могут входить различные тики. На фоне любого испуга, чаще в 2-4 года, может начаться нервное заикание. Энурез также может развиваться на фоне невроза. Для этого должен быть какой-то провоцирующий фактор - стрессор.

Диагноз «невроз» может поставить только врач. Основное лечение здесь – психотерапия плюс медикаменты, а также физиотерапия, рефлексотерапия. Если говорить о профилактике неврозов, то здесь важно понимание причин их возникновения и своевременное устранение, и, конечно, правильное воспитание. 

© Доктор Питер

Рубрики: Неврология, Педиатрия, Психотерапия

Нет комментариев Оставить комментарий

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Какое наказание вы одобряете для тех, кто мешает «Скорой помощи» на дорогах

Все опросы



Нашли ошибку?

×