Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

У детских больниц Петербурга — «синдром Умарали»

Любого ребенка, независимо от национальности и гражданства, надо лечить. За чей счет, если в России, как и во всем мире, каждая медицинская услуга должна кем-то оплачиваться? Что делать, если родители не позаботились о том, чтобы у ребенка была страховка на случай болезни? И почему после трагедии с таджикским мальчиком Умарали врачи перестраховываются, когда к ним обращаются иностранцы из ближнего зарубежья.

15 декабря 201513
У детских больниц Петербурга — «синдром Умарали»
Источник:
Руслан Шамуков/Интерпресс

В приемное отделение больницы им. Раухфуса доставили ребенка с шишкой. Как рассказала «Доктору Питеру» его мать, гражданка Киргизии Наргиза Шамуратова, четырехмесячная дочь упала с высоты 50 см на пол. На третий день у ребенка появилась шишка на голове и она обратилась в детскую поликлинику. Там велели прийти через день. Когда мама с ребенком пришла на очередной прием, вызвали «Скорую помощь» и отправили в больницу — от греха подальше: «Голова — предмет темный». Со слов женщины, в поликлинике ей сказали, что «нужен специалист», хотя «после падения никаких признаков плохого самочувствия у дочери она не заметила».

Мама оказалась с ребенком в больнице Раухфуса без документов - паспорта, свидетельства о рождении ребенка и страхового полиса. Сообщила только, что и она, и дочь Нурзат - граждане Киргизии. На осмотре у нейрохирурга, действительно, выяснилось, что полученная травма не представляла угрозы для жизни. А значит, получить бесплатную помощь малышка не может, будучи гражданкой другого государства без полиса медицинского страхования. Чтобы убедиться в том, что прав, врач советует сделать рентген. И мама соглашается на диагностическую процедуру, оплачивает ее. Но не дождавшись результатов, уходит с ребенком из больницы.

Рентгенографическое исследование черепа в правой боковой проекции выявило линейный перелом правой теменной кости. Проще говоря, трещину в черепе. Заживают такие повреждения в среднем в течение 12 дней с момента получения травмы, и лучше, чтобы это заживление происходило под наблюдением врача — неважно, в каких условиях: стационарных, амбулаторных или домашних. Но ни результаты рентгена, ни рекомендации доктор не смог сообщить Наргизе Шамуратовой — она не реагировала на телефонные звонки.

Их разыскивает полиция

Больница направила телефонограмму в 15-й отдел полиции УМВД по Калининскому району — сообщила о поступившем ребенке с травмой и самовольном уходе из приемного отделения женщины с ребенком, не предоставившей документы с подтверждением, что это ее ребенок. Полиция нашла семью и организовала доставку матери с ребенком в больницу. На этот раз мама взяла с собой свидетельство о рождении — девочка родилась в Петербурге, но ни временной регистрации, ни тем более гражданства у нее нет. Нет и полиса — ни добровольного, ни обязательного медицинского страхования. Родители - граждане Киргизии. В больнице для уточнения диагноза ребенку сделали нейросонографию, рекомендовали госпитализацию для наблюдения. Родители от госпитализации отказались, но все выставленные счета оплатили: рентген, нейросонография, консультация нейрохирурга.

С диагнозом «ушиб головного мозга легкой степени, перелом правой теменной кости, подапоневротическая гематома в правой теменной области» и с рекомендациями по медикаментозной терапии ребенка оставили под ответственность родителей. При этом Нурзат удивилась предложению ложиться в больницу: «У нее ведь просто шишка». А на вопрос «Доктора Питера», почему после рентгена ушла из больницы, ответила:

- Спешила домой к детям. Нурзат - двойняшка. Тем более врачи сказали, что без полиса бесплатно не могут лечить....

В поликлинику № 59 - по месту жительства из больницы им. Рахфуса направили сообщение с рекомендациями «активного посещения врачом поликлиники ребенка на дому для оценки состояния ребенка в динамике».

А на следующий день СМИ сообщали: больному ребенку отказали в госпитализации, а медицинские процедуры потребовали оплатить.

После гибели Умарали все готовы подстраховаться

Трагедия, произошедшая в Петербурге с пятимесячным Умарали, сегодня заставляет перестраховываться всех — медицинские учреждения и правоохранительные органы. Напомним, 13 октября 2015 года сотрудники УФМС доставили в отдел полиции для установления личностей Зарину Юнусову и ее сына. Для составления протокола о нарушении правил пребывания в России Зарину увезли в отдел УФМС, а Умарали временно поместили в Медицинский центр им. Цимбалина, где он умер в ночь на 14-е. Судебно-медицинская экспертиза причиной смерти назвала острую легочно-сердечную недостаточность, к которой привело длительное поражение цитомегаловирусом. Правозащитники тогда обвиняли сотрудников МВД за то, что разлучили пятимесячного малыша с матерью, и врачей - за невнимательное отношение к ребенку, смерть которого они, якобы, просмотрели.

А потому сотрудники полиции в Детскую больницу имени Раухфуса ребенка отправили вместе с родителями на машине «Скорой помощи», а в больнице сделали все, чтобы «не просмотреть» жизнеугрожающую проблему. Но и тут оказалось все «не по-нашему» - родителей обязали оплатить медицинские услуги.

Дети — в заложниках у родителей

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения - прибывающие к нам из безвизовых стран знают об этом лучше россиян. При устройстве на работу главы семей из сопредельных южных республик вынуждены исполнять закон - получать временную регистрацию, разрешение на работу и полис обязательного медицинского страхования, который гарантирует им предоставление медицинской помощи. А их жены, приезжающие для воссоединения семьи, прекрасно знают, что могут обойтись и без этих формальностей — главное, не попадаться на глаза контролирующим органам. Эти женщины из ниоткуда оказываются на койках в петербургских роддомах и больницах по экстренным показаниям, то есть бесплатно. По данным комитета по здравоохранению, за 11 месяцев 2015 года 3486 женщин из других государств рожали в роддомах Петербурга. Из тех, что родили за 10 месяцев этого года 33 гражданки Азербайджана, Армении, Украины, Таджикистана, Узбекистана и даже одна из Судана отказались от новорожденных.

Большинство родивших на родину не торопятся — остаются при мужьях. По-прежнему без законного права на проживание и без полиса медицинского страхования. На таких же птичьих правах здесь живут и их дети, оказываясь заложниками то ли бедности, то ли жадности, то ли безрассудства родителей.

Когда дети начинают болеть...

Обращаться в медицинские учреждения родители не хотят. Во-первых, потому что боятся депортации. Во-вторых, как сказала Наргиза, бесплатно все равно лечить не будут.

По данным больницы им. Раухфуса 50% всех обратившихся в больницу иностранных граждан нуждаются в госпитализации, 50% получают амбулаторную помощь. Только 30% из всех обращений связаны с жизнеугрожающими состояниями, поэтому оплачиваются бюджетом Петербурга. Всего 9% детей иностранцев обращаются в больницу с полисом ОМС, еще меньше - 7% - с полисом ДМС. 54% должны оплачивать лечение самостоятельно, так их состояние не угрожает жизни.

Последние — самая большая головная боль для детских больниц города. Родители уверены, что лечить их детей должны. И врачи тратят часы рабочего времени, растолковывая им, плохо понимающим русский язык, что в России медицинская помощь платная. Неважно, кто ее оплачивает, человек ли из собственного кармана (или по страховке добровольного медицинского страхования), фонд обязательного медицинского страхования или городской (федеральный) бюджет. И принимая таких пациентов, врач сегодня думает даже не о том, будет ли оплачена его работа с конкретным иностранцем, а будет ли она оплачена всей больнице. Более того, если окажется, что человеку без полиса неотложная помощь оказана как экстренная, страховая медицинская организация клинику еще и оштрафует за нецелевое использование средств.

«Когда я поеду в Таджикистан, обязательно куплю медицинскую страховку»

- Вам не кажутся несправедливыми условия, при которых гражданин России, выезжающий за рубеж, обязан либо купить полис добровольного медицинского страхования, либо оплачивать медицинские услуги, если они ему понадобятся в стране пребывания, а к нам жители сопредельных государств едут как в страну безграничных финансовых возможностей? Этот вопрос «Доктор Питер» задал главному педиатру Петербурга Анатолию Симаходскому:

- Врачи должны оказывать медицинскую помощь — люди не должны умирать на улице, - уверен Анатолий Симаходский. - Но не врачи должны думать о том, кто эту помощь будет оплачивать. А в стране нет регуляторного механизма, способного их избавить от головной боли по поводу оплаты лечения.

Иностранцы, не способные оплатить медицинскую помощь и не имеющие полисов ОМС или ДМС, — в основном граждане стран СНГ, научившиеся пользоваться «дырами» в нашем законодательстве, отсутствием действенного контроля. Почему на уровне межгосударственных отношений нельзя принять решение о том, что за медицинскую помощь, оказанную в России жителям, скажем, Узбекистана, должно платить его государство? В случае если ребенку, да и взрослому тоже, медицинская помощь нужна не в экстренном порядке, почему эти граждане не обращаются за помощью в свое консульство, в национальные диаспоры? На моей памяти всего несколько раз лечить ребенка из Таджикистана своим соотечественникам помогла таджикская община. Но сколько бы иностранцев не попадали в тяжелые ситуации, их это ничему не учит. Если бы я собрался ехать в Таджикистан, в первую очередь задумался бы о медицинской страховке.


Любого ребенка, независимо от национальности и гражданства, надо лечить. И именно этим должны заниматься врачи. И нести ответственность они должны только за лечение, а не за все несовершенства законодательства и его игнорирование иностранцами, за миграционный контроль и правила финансирования медицинских учреждений. Но получается, что крайними оказываются именно они.   

© ДокторПитер