Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Археологи выяснили, каким был арсенал сибирского хирурга 2,5 тысячи лет назад

В Новосибирске восстановили типовой набор инструментов древнего хирурга в IV–III веках до нашей эры в Южной Сибири. С помощью своего инструментария медики успешно могли выполнять сложные операции, в том числе трепанацию черепа.

19 октября 20151
Археологи выяснили, каким был арсенал сибирского хирурга 2,5 тысячи лет назад
Источник:
фото пресс-службы НГУ

Фоторепортаж

+1

В арсенале хирурга конца первого тысячелетия до нашей эры был оперативный нож для резания кости, пилы, режущий инструмент, пинцеты, медицинские зонды и аналог современного скальпеля – ланцет. Большинство этих инструментов по форме и функционально схожи с инструментарием европейских хирургов этого же времени.

Набор инструментов древнего хирурга восстановил доктор исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии НГУ, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Павел Волков. Он изучил артефакты, хранящиеся в коллекции Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Инструменты были найдены в памятниках тагарской культуры, относящихся к периоду IV–III веков до нашей эры. Тагарцы обитали в степях Южной Сибири, на территории современной республики Хакасия и южных районов Красноярского края.

Ученый провел исследование следов на поверхности найденных трепанированных черепов и сравнил их со следами износа инструментов, которые судя по специфике их формы, могли применяться при проведении медицинских операций в эпоху раннего железа на территории Сибири.

– В качестве оперативного ножа для резания кости при трепанации могли использоваться достаточно распространенные в ту эпоху ножи, в частности такие, которые были найдены в селах Восточное, Белый Яр, деревнях Березовка и Мартьяново (Минусинская котловина) в 1901 году. Орудия такого типа оставляют при резке кости следы аналогичные наблюдаемым на трепанированных черепах, – рассказывает Павел Волков.

Ланцетами, иными словами скальпелями, при операциях могли служить инструменты, найденные в районе сел Бейское и Листвягово (Минусинская котловина). Следы износа на рабочем участке орудий характерны для «ножей по мясу».

Предположительный пинцет имел округленные, слаженные окончания, длину 12,5 см и диаметр сечения 3 мм. Хотя следов использования данного артефакта в медицине не выявлено, но форма захвата у пинцета удобна для щадящих операционных действий хирурга.

Ученый также обнаружил в коллекциях Минусинского регионального краеведческого музея инструменты, которые могли использоваться в качестве медицинских зондов. Рабочие края орудий заглажены и сохраняют следы, характерные для инструментов продолжительное время соприкасавшихся в работе с относительно «мягким органическим материалом».

– Совокупность орудий можно считать вполне типичным инструментарием хирурга, практиковавшего в конце последнего тысячелетия до нашей эры. Морфология и функция орудий близка к европейским. Какими путями шел обмен медицинским опытом между людьми, живущими так разрозненно, – повод для более детальных археологических исследований. Но очевидно, что обитатели юга Сибири в этот период обладали сложными знаниями в хирургии, не уступающими древнеримским и древнегреческим хирургам, – резюмирует Павел Волков.

© ДокторПитер