Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Российские пациенты с лейкозами могут не дождаться помощи

Врачи уверены, что через 15-20 лет лечение острого лимфобластного лейкоза кардинально изменится — пациентам больше не нужно будет проходить курсы токсичной химиотерапии. При этом сейчас в российской медицине по-прежнему остаются нерешенные вопросы, тормозящие развитие онкогематологии и уносящие жизни пациентов.

24 сентября 2015

Сегодня, 24 сентября, - Всемирный день борьбы с лейкозами. Ежегодно в России диагноз «острый лимфобластный лейкоз» ставится более 1 700 пациентам, 770 из них – дети. В оказании помощи детям удалось добиться больших результатов - если в начале 70-х годов прошлого века врачи излечивали 40% маленьких пациентов, то сейчас этот показатель достигает 90%. Бороться с заболеванием у взрослых (чаще всего его жертвами становятся молодые мужчины и женщины до 30 лет) удается гораздо хуже - только 30% взрослых пациентов преодолевают 5-летний порог выживаемости.

«Число выведенных в ремиссию взрослых пациентов составляет всего 30-40%. К тому же, у взрослых значительно чаще возникают рецидивы заболевания и продолжительность жизни в рецидиве значительно меньше - примерно 4-7 месяцев», - отметила Галина Салогуб, заведующая кафедрой внутренних болезней СЗФМИЦ им. В.А. Алмазова на встрече ведущих медицинских специалистов в области онкогематологии в Федеральном научном клиническом центре детской гематологии, онкологии, иммунологии им. Дмитрия Рогачева.

Сейчас специалисты возлагают надежды на иммунологический метод лечения острых лимфобластных лейкозов, впервые примененный менее года назад. Созданный учеными белок сам находит и убивает опасные раковые клетки, рассказал Алексей Масчан, заместитель директора ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. В России иммунологическое лечение по жизненным показаниям уже получают первые 10 человек, благодаря программе раннего доступа пациентов с инвалидизирующими и опасными для жизни заболеваниями к инновационной терапии (Early Patient Access to Medicines), которая поддерживается социально ответственными фармкомпаниями в разных странах.

«Через 15-20 лет лечение острого лимфобластного лейкоза кардинально изменится: мы уже не будем лечить пациентов с помощью токсичной химиотерапии, балансируя, что называется, на грани, лечение станет совсем другим. Я абсолютно уверен в этом, и очень надеюсь, что новая терапия, приведет медицину к радикальным изменениям в лечении острых лимфобластных лейкозов», - поделился своими надеждами Алексей Масчан.

На встрече врачи напомнили о нерешенных проблемах в российском здравоохранении. «Пациенты с острым лимфобластным лейкозом зачастую просто не дожидаются необходимой терапии», - заметил Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики. Дело в том, что болезнь развивается стремительно - за 3-6 месяцев. За такой короткий срок при существующей системе оказания медпомощи населению сложно, а, порой, просто невозможно успеть провести обследование, поставить диагноз и начать жизненно необходимое лечение. Особенно, если пациент проживает в отдаленном регионе страны или в селе. Доступ к медицинской помощи и лекарствам оказывается ограничен. Только процедура закупки препаратов через федеральную контрактную систему может занять три месяца. Эксперты считают, что необходимо разработать новый порядок доступа к инновационным технологиям и препаратам для пациентов с острыми жизнеугрожающими заболеваниями - действующие законы очень неповоротливы.

Еще одна острая проблема — неразвитость в России системы донорства костного мозга. Сейчас трансплантация проводится лишь 10-15% пациентов с лейкозом. Такие низкие показатели, по мнению специалистов, объясняются двумя причинами. Во-первых, в России отсутствует национальный банк доноров костного мозга. Во-вторых, государство неполноценно финансирует этот вид медицинской помощи.

Из бюджета выделяются деньги только на саму операцию по пересадке костного мозга, а средства на поиск донора, подготовительные процедуры, реабилитацию после трансплантации и лекарственные препараты семья пациента вынуждено искать сама. При этом стоимость только подготовительного этапа может составлять от 15 до 35 тысяч евро. Пациенты обращаются в благотворительные фонды, однако там могут помочь далеко не всем, и далеко не всегда эта помощь приходит вовремя.

© ДокторПитер