Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Снилось, что ночь»: душевное творчество душевнобольных

В Музее сновидений Зигмунда Фрейда открылась выставка графики, линогравюры и скульптуры пациентов петербургских психоневрологических диспансеров, приуроченная к недавно состоявшейся научной конференции «Новые психоаналитические подходы в работе с психозами».

13 июля 2015
«Снилось, что ночь»: душевное творчество душевнобольных

Слово «душевнобольные» предполагает и существование термина «душевноздоровые», однако же это слово в нашем обиходе не применяется. И это правильно. Реальность не подает более-менее зрелой личности поводов к чрезмерному оптимизму в отношении собственного внутреннего склада. Тягостные сомнения, рефлексии, навязчивые мысли – признаки думающего индивидуума. А вот существа, всегда и везде уверенные в своей «правильности», а потому чувствующие себя в праве указывать другим, как нужно жить, как раз и являются главной опасностью для общества, действуя в итоге деструктивно, а то и катастрофически.

Фоторепортаж

+4

Такие мысли рождаются после знакомства с экспозицией участников творческих студий, работающих при диспансерах №№ 6 и 7, а также при Психиатрической больнице №1 им. П.П.Кащенко. Особенности внутреннего мира людей, ввиду тяжести своего заболевания выпавших из социума, а иногда и полностью исключенных из него, преломляются в интуитивной тяге к творчеству и самовыражению. Результаты этой креативности очень трудно описать – все эти изображения, мелкую пластику и т.д. нужно видеть. Как видишь собственный сон: яркий, четкий, реалистичный и понятный сразу после пробуждения (а то и во время самого осознанного сновидения) – но спустя какое-то совсем небольшое время становящийся эфемерным, пугающим или абсурдным. А то и вовсе не оставляющим следа в сиянии наступившего дня.

Именно поэтому – ночь. Период обостренных чувств и связей с тем, что не поддается осознанию и логическому анализу. Название выставки – это первые слова описания сновидения одного из самых знаменитых пациентов Зигмунда Фрейда, русского помещика Сергея Панкеева. Вся жизнь этого пациента словно придумана для практикующего психоаналитика. В двадцатилетнем возрасте он переживает смерть своей сестры, покончившей с собой после посещения места гибели Лермонтова в Пятигорске. Спустя два года от передозировки снотворного умирает его отец, еще два года спустя начинается лечение Панкеева у Фрейда. Потерявший состояние в результате революции Панкеев оседает в Вене, поближе к обожаемому врачу, и становится страховым агентом. У страха есть агент и это – Панкеев: блестящая карьера для пациента доктора Фрейда! После аншлюса Австрии, в 1938-м, кончает жизнь самоубийством супруга Панкеева, а еще через год сам Фрейд предпочтет немощи смерть от морфия. Сам же пациент проживет долгую жизнь и умрет только в 1979 году в возрасте 92 лет.

История Сергея Панкеева вошла в пятерку основных клинических случаев, описанных Зигмундом Фрейдом, и серьезно помогла изучению природы возникновения детских неврозов. Панкеев получил прозвище «человек-волк», а его сновидение, давшее имя выставке в музее Фрейда и ставшее хрестоматийным для психоаналитиков и всех, кто хочет понять природу кошмаров, объясняет и это прозвище.

«Мне снилось, что -- ночь, и я лежу в моей кровати. Вдруг окно само распахнулось, и в большом испуге я вижу, что на большом ореховом дереве перед окном сидят несколько белых волков. Их было шесть или семь штук. Волки были совершенно белы и скорей похожи на лисиц или овчарок, потому что у них были большие хвосты, как у лисиц, а уши они навострили, как у собак, когда они к чему-то прислушиваются. В ужасе, что волки могут меня съесть, я закричал и проснулся».

Работы, представленные на выставке «Снилось, что ночь…» – из числа тех, что именно будят сознание. Для кого-то они будут восприниматься кошмаром, а иные посетители с интересом погрузятся в манящий мир альтернативной ментальности. В экспонатах сочетаются самые разные мотивы и темы, вплоть до таких, казалось бы, малоподходящих для творчества, как распорядок дня.

В целом, спектр увлечений пациентов-участников творческих студий при психоневрологических диспансерах широк. При художественной студии Больницы имени Кащенко была открыта иконописная мастерская, в больнице № 6 в арт-студии Studio№6 (до 2011 года – «Изолятор») для пациентов проводятся занятия по керамике, анимации и ткачеству. А при отделении реабилитации диспансера № 7 действует интегрированная театральная студия: на открытии выставки ее художественный руководитель и режиссер Елена Дергачева представила видеозапись клоунского спектакля «Скажи депрессии «чпок».

Конечно, выставки, подобные этой, явление в культурном поле совсем особое, требующие от посетителя большой внутренней работы и подготовки. Заодно они являются и некоей лакмусовой бумажкой: если вас отталкивает от этого необычного мира, а соприкосновение с непознанным страшит, самое время задуматься: а что за сны снятся вам?

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»