Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Главный терапевт России: В Петербурге создали вакцину от пневмококка

Почему растет смертность от бронхолегочных заболеваний, нужно ли создавать в Петербурге центр трансплантации легких и кого следует прививать от пневмококка? На эти вопросы «Доктора Питера» ответил академик РАН, главный терапевт России, Александр Чучалин.

24 июня 20152
Главный терапевт России: В Петербурге создали вакцину от пневмококка
Источник:
Фото: rsmu.ru

- Александр Григорьевич, статистика за 2014 год и начало 2015-го показала большой рост смертности от бронхолегочных заболеваний. Многие уверены, что это игры со статистикой: требовалось уменьшить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, ее и уменьшили, увеличивая смертность от бронхолегочных болезней.

- Это и правда, и неправда. Игра со статистикой, действительно есть, мы называем ее по-другому — деформированная статистика. Но и реальный рост смертности от пневмонии есть. Это связано с недостаточной вакцинацией взрослого населения страны.

- Есть врачи, уверенные, в том, что смертность от пневмоний, например, - величина относительно постоянная. А разговоры о ее росте — не более чем лоббирование чьих-то коммерческих интересов в закупке импортной вакцины от пневмококка.

- Эти предположения - глупость. Минздрав давно уже закупает вакцину от пневмококка для детей. Кроме того, в Петербургском институте экспериментальной медицины создана отечественная антипневмококковая вакцина. Она прошла уже III фазу клинических испытаний, значит, скоро появится на рынке.

- И Минздрав будет ее закупать?

- Во-всяком случае я буду ее активно поддерживать. 

- Если это так, то вакцина будет доступна и взрослым. Чтобы снизилась смертность, прививки должны делать всем?

- Нет, только группам риска — страдающим легочными заболеваниями, юношам, которых призывают в армию, пожилым людям в домах престарелых и страдающим онкологическими заболеваниями на химиотерапии. 

- От ХОБЛ прививок нет и считается, что от этого, одного из самых распространенных легочных заболеваний чаще всего и умирают.

- От хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) смертность действительно выросла и, вероятно, будет расти. Сегодня 6 млн россиян имеют такой диагноз. Чтобы его установить, должны быть строго соблюдены стандарты диагностики — исследована функция дыхания, газовый обмен и оценены клинические проявления. Всюду ли следуют этим стандартам, не уверен. Так что, скорее всего, число страдающих ХОБЛ выше. 

- Для тех, кому уже ни традиционная хирургия, ни консервативное лечение не могут помочь, в Петербурге в прошлом году заявили о намерении создать городской центр трансплантации легких. В его организации активно участвовало общество страдающих муковисцидозом.

- Если речь идет о создании такого центра на базе Первого медицинского университета имени Павлова, то я эту идею поддерживаю. Там создана хорошая команда.
В нашей клинике (Институт пульмонологии, Москва) мы сделали уже 6 трансплантаций легких страдающим муковисцидозом. Всего за последние 4 года - 35 трансплантаций пациентам с разной патологией, в том числе с первичной легочной гипертензией, бронхоэктазами. 

- Скоро приблизитесь к европейским показателям? В европейских странах в среднем выполняется около 20 пересадок легких в год.

- Приближаемся. Трансплантация - сложный процесс: подготовка, выхаживание, реабилитация, а затем пожизненное наблюдение. Мы сейчас ищем пути оптимизации трансплантологии — у нас в листе ожидания намного больше пациентов, чем мы можем выполнить трансплантаций. А нуждающихся в ней, не входящих в лист ожидания, еще больше. Поэтому назвать точную цифру не могу. Например, в регистре у нас — около 800 пациентов с муковисцидозом, из них 30 человек нуждаются в трансплантации, а есть и другие тяжелые заболевания. Только что я был на обходе в клинике Великого Новгорода. Из тех, кого я посмотрел, двое нуждаются в трансплантации — при любом другом лечении перспектив у них нет. До Новгорода был в Барнауле - еще двое. И это при том, что осмотры я провожу «не прицельно».