Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Смогут ли психиатры найти потенциальных убийц среди школьных учителей

В связи со скандалом вокруг учительницы музыки, попытавшейся заказать убийство своего ученика, детский омбудсмен Павел Астахов считает возможным введение в России обязательного психиатрического обследования для педагогов. По мнению петербургских психиатров, это незаконно, по мнению педагогов  - бесполезно. 

9 апреля 2015
Смогут ли психиатры найти потенциальных убийц среди школьных учителей
Источник:
фото: Валентина Свистунова/ДП

Напомним, шокирующая история произошла в городе Шатура Московской области — за  100 тысяч рублей учительница музыки заказала убийство своего 15-летнего ученика. К счастью, преступление не было совершено — педагог просила расправиться со школьником председателя Федерации универсального боя Николая Руденко, который после такого предложения обратился в полицию. «Заказчица» была классной руководительницей своей жертвы в начальной школе, ставила ученику отличные отметки и даже, как сообщают СМИ, дарила ему подарки. Желание убить мальчика возникло, якобы, в связи с тем, что он начал встречаться со сверстницей. 

 

«Из-за, очевидно, не вполне психически здоровой "заказчицы" убийства всех педагогов могут заставить проходить регулярное психиатр. обследование», - написал в своем твиттере Павел Астахов. О какой именно форме обследования идет речь, детский омбудсмен не уточнил. «Доктор Питер» выяснил у психиатров и психотерапевтов, а также у педагогов, как они относятся к такому предложению.

 

По мнению заместителя главного врача центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» Людмилы Рубиной, психиатрическое обследование учителей — это «ерунда, издевательство и ущемление прав». «Во-первых, мы не сможем пристально обследовать всех учителей. Во-вторых, пока это необоснованно и незаконно», — заметила психиатр. Схожего мнения придерживается главный врач Городской психиатрической больницы № 4 Михаил Бурдуковский. «В рамках действующего законодательства это невозможно —  принудить человека к психиатрическому обследованию нельзя. Меняйте законодательство и «осматривайте» кого угодно. Сейчас для приема на работу в школу положено только знать, не состоит ли человек на учете в психиатрическом диспансере, - объяснил врач. - Другое дело, когда возникают подозрения по поводу психического расстройства у какого-то определенного учителя - можно обратиться в психиатрический диспансер. Однако чужие сомнения в психическом здоровье человека не могут быть основанием для экспертизы — в любом случае необходимо согласие пациента».

 

(Что делать с психически больным родственником, если он не хочет лечиться, читайте здесь)

 

По мнению психиатра, такая страшная ситуация может возникнуть где угодно, а не только в школе. Застраховаться от подобных инцидентов нельзя -  человек может вести себя примерно и тихо, и о его девиациях все узнают внезапно. 

 

С бессмысленностью предложения о всеобщем обследовании согласен и директор лицея № 369 Константин Тхостов:

 

- Что оно нам даст? Недавняя история с психически нездоровым пилотом разбившегося авиалайнера показала, что можно проглядеть все, что угодно. А в России учителей в тысячи раз больше, чем пилотов, — хватит ли ресурсов системе здравоохранения, чтобы проводить внимательно и качественно эту экспертизу? Если мы поставим ее на поток, то буду откровенен — ничего не выясним, даже для статистики. В общем, решение в нашей стране можно принять любое, но как его исполнить? Каково должно быть число психиатров, в каком режиме они будут работать? И самый основной вопрос — получим ли мы гарантию, что подобные ситуации не повторятся? Сомневаюсь. 

 

Как говорит директор лицея, сейчас в Петербурге достаточно успешно «отбираются и отсеиваются» опасные учителя: «У нас научились ставить преграду тем учителям, которые рвутся в школу из-за «другой» любви к детям, и случайных людей в профессии нет».  

 

Кстати, директора смущает тот факт, что, если учительница дарила ребенку подарки, почему об этом стало известно только сейчас. «Дарить подарки — это удел родителей, неужели они не спросили у своего сына, откуда это? - недоумевает директор. - А если знали, то почему не обратили внимание руководства школы на странное поведение преподавателя?». 

 

- Я не могу представить, что такое может произойти в нашей школе. Если у человека есть отклонения, которые могут толкнуть его на убийство, то это должно проявиться в узком педагогическом коллективе, - уверена директор гимназии № 2 Людмила Мардер. — С детьми должны работать только психически уравновешенные люди, которые могут регулировать свое поведение. А ведь на учеников порой срываются и те, кто не страдает психическими заболеваниями, — такая распущенность тоже противопоказана для работы в школе. 

 

(В каких случаях пора обращаться к психотерапевту, читайте здесь)

 

Делать полноценные выводы из этой истории, считают директора школ, можно будет только, когда завершится полноценное расследование — и уже после этого изобретать те «подушки безопасности», которые позволят избежать аналогичных трагедий. Кстати, и директор лицея, и гимназии не поддерживают того, что историю получила огласку в СМИ. «Больше всего меня беспокоит судьба ученика, - заметила директор. - Что станет с его психикой? Как он будет дальше жить, учиться?». 

 

Депутат ЗакСа Максим Резник, работающий в частной школе учителем истории, узнав об инициативе Павла Астахова, предложил для начала обследовать самого детского омбудсмена.  «Мы должны знать о психическом здоровье тех, кто принимает решения на государственном уровне. В том числе о психике депутатов — мы уже выдвигали эту инициативу, но некоторые коллеги назвали предложение антиконстуционным. Сам я, как учитель, готов проходить обследование, если оно будет введено. Хотя считаю все это очередной демагогией», - заметил депутат и учитель. 

 

Главный врач Психотерапевтического центра Петербурга Владимир Курпатов видит в случившемся в подмосковной школе общее ухудшение психического здоровья российского общества. «У нас выявляемость психических заболеваний крайне низкая. Это неудивительно - психиатрическая служба стигматизирована, а психотерапевтическая не развивается. Люди просто не обращаются к специалистам. Что касается учителей, мне кажется, таким примитивным путем решить проблему невозможно. А если уж и вводить какое-то регулярное обследование, то нужно продумать его особую методику. Какой она должна быть? Это сложный вопрос, который требует долгой проработки». 

© ДокторПитер