«Минфин просил не ходить к нему с протянутой рукой за деньгами на зарплаты»

11:36, 20.02.2015 / Верcия для печати / 7 комментариев

Предполагается, что в 2015 году Федеральный фонд ОМС обеспечит увеличение заработной платы медицинским работникам на 5,5% - «на уровне инфляции». Хотя, по прогнозам, инфляция будет минимум втрое больше. Почему у фонда нет и не будет денег на рост зарплаты, петербургским врачам рассказал профессор Высшей школы экономики Фарит Кадыров.

«Минфин просил не ходить к нему с протянутой рукой за деньгами на зарплаты»
Фото: фото: Сергей Коньков/ДП
 
Из-за масштабного кризиса в российском правительстве раздаются предложения о замораживании размера зарплаты или снижении темпов ее роста. В «дорожные карты» по обеспечению роста зарплат врачам в соответствии с майскими указами президента, изменения еще не внесены, но правительство уже сделало свои предложения: в 2014 году нужно было увеличивать зарплату по сравнению с 2013 всего на 1%; в 2015-м по сравнению с 2014-м – на 6,3% (из них средства ФФОМС - 5,5%); в 2016 году по сравнению с 2015-м – на 22,6%; в 2017году по сравнению с 2016 - 40,4 %. 
 
- Правительство четко дает понять, что в этом году не стоит задача повышать зарплату теми темпами, что были запланированы, главная задача — не допустить ее снижения, а основной рост сместится на 2017 год. Это утопия, - считает Фарит Кадыров, заместитель директора Центрального НИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава России, профессор Высшей школы экономики. Почему в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования не хватает денег на медицину, он объяснял на межрегиональном научно-практическом симпозиуме «ВИЧ-медицина и фармакоэкономика» в Петербурге.
 
Как у фонда отбирали деньги
 
- Сейчас много говорят о том, что финансирование здравоохранения в условиях кризиса сокращается. Отчасти это так, отчасти не так, - объясняет Фарит Кадыров. - Политика государства - сокращение бюджетного финансирования и переход на финансирование системы здравоохранения из фонда ОМС напрямую. Начиналось это, если вы помните, с увеличения начислений на заработную плату с 3,1% до 5,1% в 2011 году. Тенденция к увеличению перечислений в федеральный фонд из собранных в регионе денег наблюдалась на протяжении нескольких лет: когда система создавалась, всего 0,2% собранных средств уходило в федеральный фонд, к 2012 году все средства уже аккумулировались в ФФОМС. С учетом увеличения процента взносов, это гигантские суммы. 
 
Когда в 2012 году закончился основной этап модернизации здравоохранения, предполагалось, что вся сумма, высвобожденная после ее завершения, пойдет на увеличение финансирования процесса лечения в системе страхования. Но этого не произошло, потому что Минфин не может спать спокойно, когда где-то скапливаются и расходуются средства, ему неподконтрольные. В рамках действовавшего тогда законодательства изъять их из фонда ОМС было невозможно, и Минфин пошел путем сокращения расходов на здравоохранение из федерального бюджета. Это объясняет, почему в 2013 году мы не почувствовали серьезного улучшения финансирования медицинской помощи в системе ОМС. 
 
Ожидаемый рост зарплаты в соответствии с проектом, который предлагает сейчас правительство, выглядит так:
в 2014 году по сравнению
с 2013-м - 1%, 
в 2015 году по сравнению
с 2014-м - 6,3%
в 2016 году по сравнению
с 2015-м - 22,6%
в 2017году по сравнению
с 2016-м  - 40,4 %
 
Сначала ФФОМС обязали обеспечить выплаты участковой службы («президентские» надбавки в размере 5 - 10 тыс рублей). И как минимум пятая часть ожидаемого дополнительного увеличения финансирования системы ОМС была отобрана. 
 
Все гадают, для чего скорую медицинскую помощь включили в систему ОМС, если она никак не соответствует страховым принципам? Наряду с выплатами участковой службе Минфин решил возложить на систему ОМС и дополнительные выплаты скорой помощи. Но если в те времена можно было из федерального бюджета финансировать учреждения, входящие в систему ОМС, то из ОМС платить учреждениям, не входящим в систему, было нельзя. Поэтому ее «с потрохами» сбросили в ОМС, всю страну поставив на уши. В 2013 году средства на содержание службы скорой помощи передавались из региональных бюджетов, в 2014 году переходный период закончился, субъекты Федерации уже не тратят на нее свои деньги.
Фарит Кадыров напомнил, что у родовых сертификатов, которые выдаются Фондом социального страхования (ФСС) все тот же источник — Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). 19 млрд рублей в год из него забирают, а возвращают через ФСС.
 
Хуже стало всем
 
Сокращение федеральных расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в этом году составило примерно на 60 млрд рублей. В первую очередь это расходы, которые выделялись Минздраву на финансирование подведомственных учреждений. Они в большой степени переводятся в систему ОМС, создавая непростую ситуацию для регионов, в которых эти учреждения расположены. Когда принималось это решение, думали, что либо хуже будет региональным учреждениям, либо - федеральным. Но оказалось, что хуже становится и тем, и другим. 
 
Казалось бы, параллельно растут объемы средств Федерального ФОМС. В бюджете, который принимался на 2014 год, предполагалось выделить на здравоохранение 1452 млрд рублей в 2015 году. Но принятый бюджет ФФОМС - 1632 млрд рублей — на 180 млрд  рублей больше, чем было запланировано. Это ощутимый рост в сравнении не только с предыдущим годом, но и с предполагаемым год назад увеличением. Откуда дополнительные деньги и куда они пойдут? 
 
Дополнительное финансирование должно появиться за счет того, что субъекты РФ уже в этом году должны собирать взносы со всех зарплат без ограничений (потолок в 624 тысячи рублей с которого взносы уже не платятся, отменен). Кроме того, государство финансирует содержание присоединенных территорий – перечисляет туда деньги, откуда они поступают частично в ФФОМС в виде страховых взносов за неработающее население. 
 
На вопрос «Куда пойдут дополнительные деньги?» Фарит Кадыров отвечает:
 
- На финансирование присоединенных территорий Крыма и Севастополя плюс некоторый естественный прирост населения, не слишком большой (+2,34 млн человек). 
Кроме того, пытаясь освободить бюджет от высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на первом этапе понизили в статусе часть ВМП - перевели в категорию специализированной помощи, сказав, что это растиражированные технологии, и они могут финансироваться и выполняться в рамках Терпрограмм ОМС, по тарифам ОМС. Это произошло с резким падением тарифов. 
Второй этап - 459 методов ВМП погрузили в ОМС, сохранив за ними статус высокотехнологичной помощи, но финансируются они, исходя из тех тарифов, которые способны установить регионы. 
На третьем этапе предполагалось, что оставшиеся 1007 методов ВМП в 2015 году тоже войдут в систему ОМС. Но тут вспомнили, что федеральные клиники расположены неравномерно по территории страны, в основном — в Москве, Петербурге, Новосибирске и еще немногих крупных городах. При подушевом финансировании в системе ОМС огромные расходы на ВМП ставят эти регионы в очень трудное положение. В результате, как бы, сохранили федеральное финансирование, но деньги все равно забрали у ФФОМС. 
 
Бюджет ФФОМС:
2015 – 1632,3 млрд руб
2016 – 1706,5 млрд руб
2017 – 1804,1 млрд руб
 
Поэтому 82 млрд рублей впервые в истории существования системы обязательного медицинского страхования пойдет в федеральный бюджет, а не из бюджета в систему. Они будут направлены в медицинские учреждения Минздрава, ФМБА, ФАНО.
 
То есть, больше средств, но больше и расходных обязательств: ФФОМСу прибавили 180 млрд рублей, забрали 82 млрд — на ВМП, плюс сокращение из федерального бюджета на 60 млрд рублей, плюс — всего 40 млрд рублей, что для масштабов страны очень мало. 
 
Одной рукой отбираем, другой… тоже отбираем
 
Увеличение финансирования при принятии бюджета Федерального фонда ОМС обеспечит увеличение зарплаты на уровне инфляции — 5,5%. При этом все понимают, что уровень инфляции просто не может быть таким. Значит, надо менять «дорожные карты»? 
 
Более четко правительство заявило о 2016-м годе: «планируемый рост субвенции составит всего 5,6 % к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников».
 
 
Получается, правительство одной рукой забирает деньги из системы ОМС, другой показывает, что денег в системе не хватает. Но майские указы никто не отменял. Правительство говорит, что для их выполнения необходимо привлекать дополнительные источники — средства субъектов Федерации, бюджеты которых сегодня и так трещат по швам, и платные медицинские услуги
 
- С одной стороны, позиция государства к платным медицинским услугам не всегда однозначная, – поясняет профессор Кадыров, - но Минфин сказал — не приходите к нам с протянутой рукой за деньгами на повышение заплаты. 
 
При этом он подчеркивает, что 2015 год относительно неплохой. Это единственный год, в котором в системе ОМС скачкообразно вырос бюджет. Да и общий бюджет, включая региональные неплох. Плохо то, что попытка повысить доходную часть фонда может спровоцировать работодателей утаивать реальные доходы сотрудников, в регионах уже возникают проблемы с собираемостью средств. И на региональных, и на федеральном уровне секвестируются бюджеты. Хорошая новость – правительство разрабатывает антикризисные меры, среди которых - компенсация стоимости лекарств в соответствии с ростом курса валют. 

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

7 комментариев Оставить комментарий

"Основная проблема состоит в том, что страна живет в условиях чрезвычайно агрессивного финансово-ростовщического капитализма. В России сложился ростовщическо-страховой сектор, единственная цель которого — сконцентрировать ресурсы в своих руках и управлять всем в своих интересах. Банковская система называется кровеносной системой экономики, но кому нужна кровеносная система, если она паразитирует, а не питает ни мозг, ни мышцы, ни что другое?

Это политическая проблема, так как финансовый сектор имеет самые большие лоббистские возможности. И общество, даже зная, что власть в здравоохранении и социальной сфере захватывают откровенные лоббисты финансовых институтов, никак этому не противостоит. Необходимы институциональные механизмы, которые исключили бы из системы управления отраслью паразита, поедающего 14% средств, и это без учета того, что они еще и просто «крутят» деньги.

Есть честная политика, где разные специалисты, исходя из интересов дела, пытаются решать проблемы, а есть чистый паразитизм. Я абсолютно уверен, что если исключить этого финансового монстра и создать адекватные механизмы мотивации, врачи сами найдут решение". (Ю.Болдырев. май 2014)

Комментарий удален модератором в соответствии с правилами сайта.

И это правильно !!!

СИСТЕМНОЗНАЧИМЫЕ банки в опасности !!!
Сколково и Рыжайс не доедают !!!
Каша для депутатов на 10 р выросла !!!
Автотаз ... да. почти машина уже ! надо только немного улучшить.

А тут вы понимаете в очередь построились... У вас совесть есть ? Идите... идите... не мешайте с богом разговаривать.

ОМС не оправдала своего существования. Зарплаты медиков не достигли и никогда не достигнут целевых назначений. А деньги? В эту систему здравоохранения деньги лучше совсем не вкладывать. Всёравно они осядут в бездонных карманах чиновников всех мастей.

а почему врачам по специализации терапевт действительно не ходить с протянутой рукой ,а стать самостоятельным,если позволяет закон,открыть свой кабинет в спальном районе ,необходимые анализы ,обследования пациент может проходить в сторонних организациях.ведь терапевт ставит диагноз и назначает лечение исходя из осмотра и исследовательского материала.

Хотели сделать лучше, получилось как всегда. Поликлиника 114 Приморского района. Зарплату за январь 2015 задержали до 20 февраля, и урезали все что могли. Начальство не смогло толком объяснить ситуацию персоналу, ссылались что не работал главный сервер, и сами виноваты не выполнили план (ИМХО: саботаж майских указов Президента РФ). С такими темпами, вернемся в 2012 г. , когда поликлиники остались без детских врачей...

В поликлинике 57, вообще практически ни к одному специалисту не попасть, нет номерков, и все.

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

  • Клиника Меди-Эстетик
    Делала в этой клинике себе нос после несчастного случая. Мне восстановили форму и поправили перегородку. Сама клиника понравились, доктор тоже. Не...
    4.8 Отзыв от 18 октября 2017 09:01
    Читать дальше
  • Медицинские клиники "РАМИ"
    После родов появилось много растяжек, особенно на животе и ягодицах. Пробовала разные крема, эффект был совсем небольшой. Решилась на лазерную...
    4.8 Отзыв от 17 октября 2017 20:56
    Читать дальше
  • "Андромеда" на Ординарной
    Обращалась в стоматологию клиники Андромеда . Именно там вылечили свищ на десне, мне понравилась и клиника и доктор который мной занимался. А вся...
    5.0 Отзыв от 17 октября 2017 19:26
    Читать дальше
Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

×