Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургская клиника отсудила у Терфонда 100 тысяч рублей за новорожденного

Правила оплаты ЭКО в рамках ОМС угрожают жизни и здоровью женщин, участвующих в программах экстаракорпорального оплодотворения в Петербурге. Они рискуют стать жертвами осложнений, в том числе синдрома гиперстимуляции — в прошлом году оно стало причиной смерти двух жительниц Нижнего Новгорода. 

17 февраля 20152
Петербургская клиника отсудила у Терфонда 100 тысяч рублей за новорожденного
Источник:
фото с clip.dn.ua

Программа ЭКО уже третий год подряд будет выполняться не только за счет федерального бюджета, но и за счет средств Территориального фонда ОМС. В медико-экономических стандартах, в соответствии с которыми оплачивается цикл ЭКО, сказано, что оплата проводится только за завершенный цикл. То есть, состоящая из нескольких этапов процедура (стимуляция яичников с применением соответствующих препаратов, пункция фолликулов, оплодотворение полученных в результате пункции яйцеклеток, пересадка полученных эмбрионов в матку) оплачивается не за каждый этап, а в целом — за все сразу. И никак иначе. 

 

Однако специалистам известно, и Минздрав указывает это в стандартах оказания медицинской помощи при ЭКО, что около 10 процентов циклов могут не завершиться пересадкой эмбрионов в матку. Причин тому много, среди них — отсутствие эмбрионов, годных к пересадке, осложнения, возникающие в результате стимуляции яичников (это серьезная гормональная нагрузка на организм женщины) или пункции фолликулов. В первом случае пересадка грозит рождением ребенка-инвалида, либо выкидышем. Во втором, — угрожающим жизни осложнением или абортом, в третьем — кровотечением. 

 

Получить деньги и лишить пациента надежды на рождение ребенка или сделать перерыв в цикле ЭКО? 

 

Получается, что израсходовав большую часть средств в рамках тарифа, установленного Петербургским фондом ОМС на цикл ЭКО, в случае возникновения непредсказуемого риска для забеременевшей женщины (или для долгожданного плода — от него при гиперстимуляции избавляются, чтобы спасти женщину) клиника до этапа переноса эмбрионов не добирается, а значит, терпит убытки. Фактически это правило ставит врачей перед выбором: выполнять свой врачебный долг и позаботиться о здоровье пациентки, отказавшись от переноса эмбриона, или получить деньги от фонда ОМС за полностью выполненный цикл. 

 

(О том, как в Петербурге женщина с трудом выжила после ЭКО,  читайте здесь)

 

Чтобы избежать аборта и проблем со здоровьем женщины, требуется отсрочить перенос полученных эмбрионов — их замораживают и пересаживают в полость матки позже, когда признаков синдрома гиперстимуляции уже нет. Криоконсервация не входит в стандарты при ЭКО, хотя к ней женщины готовы прибегнуть и за свой счет, чтобы не рисковать долгожданной беременностью и собственной жизнью. Но если они это делают, Терфонд ОМС отказывается оплачивать всю процедуру ЭКО.  

 

Рождение ребенка в результате ЭКО — не повод для оплаты этой процедуры

 

В клинику "МЦРМ" обратилась женщина, которой выполнили незавершенный цикл ЭКО – врачам пришлось остановиться на этапе пункции фолликулов и получения яйцеклеток. У пациентки открылось кровотечение – хоть и редкое, но известное репродуктологам осложнение. 

 

Поскольку в стандарты ЭКО, утвержденные Минздравом, криоконсервация полученных в процессе оплодотворения «в пробирке» эмбрионов, не входит, а в результате выполненной пункции были получены здоровые яйцеклетки, их оплодотворили сперматозоидами, а развившиеся эмбрионы заморозили за счет средств пациентки и положили в криобанк. Решение принималось вместе с ней – при осложнении, которое возникло, перенос эмбрионов мог негативно сказаться на состоянии здоровья. Полная ли услуга оказана клиникой? Да, только перерыв между получением эмбрионов и их пересадкой в матку составил два месяца. 

 

Перенос замороженного эмбриона оказался удачным – женщина забеременела и родила ребенка. Однако эксперты Петербургского фонда ОМС квалифицировали отсроченный по медицинским показаниям перенос, как неполный цикл ЭКО, а потому не подлежащий оплате. 

 

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области принял решение о взыскании с Территориального фонд обязательного медицинского страхования Петербурга в пользу Международного центра репродуктивной медицины 95 745 руб. 90 копеек в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги и 5 829 руб. 80 копеек расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе. 

 

Таким образом суд поставил в точку в вопросе: следует ли врачам следовать инструкциям чиновников, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье женщины, в лучшем случае провоцируют аборт. 

 

(О противопоказаниях для ЭКО читайте здесь)

 

Переносить или не переносить?

 

Российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ) еще в начале 2014 года в письменном запросе в департамент медицинской помощи и службы родовспоможения Минздрава задала вопрос: «Следует ли выполнять перенос эмбриона в матку женщинам с риском осложнений, возникшим в результате процесса стимуляции яичников?». Руководитель департамента Елена Байбарина ответила: «Законченным случаем базовой программы экстракорпорального оплодотворения считается процедура ЭКО, завершенная переносом эмбриона. Следует отметить, что оплате за счет средств ОМС подлежит не только законченный случай базовой программы ЭКО, но и некоторые случаи, незавершенные переносом эмбриона. С целью уточнения данного положения в настоящее время Минздравом России и ФФОМС готовится новая редакция информационно-методического письма «О направлении граждан РФ на проведение процедуры ЭКО». 

 

- Но такого письма от Минздрава до сих пор нет, - говорит президент РАРЧ Владислав Корсак. - А стандарты проведения ЭКО, утвержденные Минздравом, Петербургу не указ — в 2015 году медико-экономические стандарты в городе не изменились. 

 

Поэтому снова, скорее всего, врачи будут задумываться: «Что делать? Сохранить здоровье женщины и рационально использовать государственные деньги или выполнять беспрекословно распоряжения комздрава по принципу «моя хата с краю»?».

 

- Более того, продолжает профессор Корсак, - сейчас органы здравоохранения Петербурга предлагают, в соответствии с рекомендациями Минздрава, при наследственных заболевания, сцепленных с женским полом (гемофилия, мышечная дистрофия Дюшенна, ихтиоз, связанный с Х-хромосомой и другие) проводить генетическую преимплантационную диагностику по заключению врача-генетика. (Преимплантационная генетическая диагностика (ПГД) - исследование генетических нарушений у сформировавшихся эмбрионов до их имплантации в полость матки — Прим. ред.) По мнению Минздрава такую диагностику должны проводить либо на базе лаборатории медико-генетической консультации и оплачивать за счет ее средств, либо за личный счет пациентов. 

 

Это действительно позволит предотвратить рождение детей, страдающих инвалидизирующими врожденными заболеваниями: по результатам ПГД отбираются здоровые эмбрионы, не имеющие наследственных патологий и пересаживаются в полость матки. Но бывает и так, что все сформировавшиеся эмбрионы имеют генетические проблемы. И имплантировать их в матку нельзя.

 

Значит, клиника, которая возьмет на себя обязательства по раннему выявлению патологий, и в этом случае не будет получать оплату за понесенные расходы и выполненную работу? Нет, скорее всего, это значит, что врачи будут стараться под любыми предлогами отказывать пациенткам с наследственными патологиями от участия в программе ЭКО. Как пытаются отказать сегодня тем, у кого хотя бы теоретически можно предположить проблемы, способные проявиться в течение цикла ЭКО. А суды далеко не всегда оказываются на стороне пациента и врача, даже если в результате отсроченного переноса эмбриона на свет появляется ребенок.

 

Справка

 

При развившемся синдроме гиперстимуляции яичников особенно тяжелые состояния часто развиваются при наступлении беременности. В этих случаях приходится с трудом достигнутую — буквально драгоценную беременность прерывать, после чего состояние здоровья улучшается. 

Гибель женщины от синдрома гиперстимуляции яичников - случаи очень редкие. На почти 400 000 циклов ЭКО, сведения о которых имеет Российская ассоциация репродукции человека, известно о 4 четырех смертельных исходах. О них писали СМИ. Так, последний раз трагические вести пришли из Нижнего Новгорода — синдром гиперстимуляции стал причиной смерти двух забеременевших женщин.

© ДокторПитер