Как будут модернизировать «Скорую помощь»

18:02, 10.03.2011 / Верcия для печати / 0 комментариев

«В Москву, в Москву!» - готовы кричать врачи петербургской службы «Скорой помощи», когда узнают про столичные зарплаты. Там врач «на городе» (в городской службе «Скорой помощи») зарабатывает 11 тыс. руб. в сутки. Труд, конечно, адский, в коммерческой службе «скорой» работа намного спокойнее, но и зарплаты там почти вдвое ниже. А потому москвичи на работу туда не идут – в них работают в основном жители Московской области.

Как будут модернизировать «Скорую помощь»
Фото: фото с clip.dn.ua

Зарплата наших врачей - это зарплата московской коммерческой службы, поделенная пополам. Хотя доктор со стажем, с высокой категорией и работающий не на одну ставку иногда может сравнять свои доходы с доходами коллег из московской коммерческой «скорой», а молодому специалисту начисляется около 2,5 тыс. руб. в сутки. Это не федеральные тарифы, это зарплата с городскими надбавками.

В коммерческих «Скорых» зарплаты почти такие же. В одних компаниях они могут быть даже ниже, в других - выше процентов на 30. А что будет с ними в ближайшем будущем, пока никому не известно. Программа модернизации экстренной помощи обещает серьезные изменения, которые в крупных городах пугают пока только представителей коммерческой службы «Скорой помощи». От государственной критика в основном раздается из регионов. Например, потому что как ни оснащай самым современным оборудованием и ни обеспечивай станции «Скорой помощи» импортными реанимобилями, вряд ли они прослужат долго на российских ухабах. Начать бы модернизацию службы с дорог и еще известно с кого, но это программой не предусмотрено.  

Наш доктор Хаус

Разработчики программы утверждают, что реформа нужна в первую очередь потому, что едва ли не две трети вызовов «Скорой помощи» не требуют участия врача, достаточно фельдшерской помощи. Во вторую - потому что в больницах в ожидании медицинской помощи теряется время, которое во многих случаях имеет решающее значение для сохранения жизни пациента.

Программа модернизации «Скорой помощи» предлагает несколько изменений.

  1. Совмещение работы водителя и фельдшера.
  2. Участие врача службы «Скорой помощи» в постановке диагноза и доставке пациента непосредственно в специализированное отделение клиники, в которую привезли пациента.
  3. Преобразование приемных отделений больниц в отделения экстренной помощи. В них врачи общей практики будут «сортировать» пациентов по степени тяжести заболевания.
  4. Сокращение числа врачебных бригад, увеличение - фельдшерских, сохранение - санитарных (их задача - доставка больного в стационар). Какую из этих бригад следует отправлять к больному, будет решать диспетчер, принимающий вызов.

Теоретически это будет выглядеть так. Если у человека случится, скажем, приступ желчнокаменной болезни и он правильно опишет симптомы, то к нему приедет врачебная бригада, по необходимости окажет первую помощь, доставит в клинику. Врач «Скорой помощи» отправится вместе с больным на диагностику, чтобы подтвердить свой предварительный диагноз, а затем направит в специализированное отделение. И ему должно быть все равно, что другой пациент с не менее серьезной болезнью ждет «Скорую помощь» и может ее не дождаться.

Эта идея, позаимствованная из сериалов вроде «Скорой помощи» или «Доктора Хауса», прижилась бы, если бы не отсутствие возможностей в наших больницах для такой толкучки (в некоторые клиники-тысячники в сутки привозят до 500 больных) и недостаток врачебных бригад, помноженный на автомобильные пробки, из-за которых и в сегодняшнем режиме машины с медиками не могут быстро добраться до больного, теряя драгоценное время.

Деление бригад на врачебные, фельдшерские и санитарные способно привести к еще более серьезным проблемам: если больному фельдшер не сможет поставить правильный предварительный диагноз, то в лучшем случае он перестрахуется и повезет его в стационар, в худшем – оставит без необходимой помощи дома. Тут уж стоит надеяться только на то, что переходный период между началом реформы и вхождением «Скорой помощи» в систему ОМС будет коротким. Потому что страховые компании по новому законодательству должны контролировать качество оказываемой помощи. А до этого контроль фактически – только со стороны пациента. Сколько нас ждет судов, никто не знает, как неизвестно и то, сколько народу мы успеем угробить с этой модернизированной «Скорой помощью».

Создание приемных отделений для оказания действительно экстренной помощи – дело важное. В Петербурге оно начиналось еще лет 12 назад, при губернаторе Яковлеве, и даже исправно финансировалась городская программа совершенствования экстренной помощи, частью ее было переоборудование приемных отделений многопрофильных больниц. Теперь их переоборудуют заново. И вообще, большая часть «новых» предложений у нас работает давно, разве только фельдшера не сидят за рулем машины, а врачи не остаются с больным в стационаре.

Скорая стационарная помощь

Государственная «Скорая помощь» в Петербурге модернизируется: городская - более, районная - менее активно. Частные службы «Скорой помощи», а это 60 машин в городе, в развитии явно остановились. Потому что в связи с провозглашенной реформой не понимают, что с ними будет дальше, несмотря на то что сегодня этот вид медицинского бизнеса в городе востребован, например, по данным главного врача больницы № 122 Якова Накатиса, частные «скорые» привозят в клинику 16% пациентов, обеспечивающих около 20% доходной части больницы. Это, кстати, сподвигло руководство 122-й больницы создать собственную службу «Скорой помощи», когда базировавшаяся на территории клиники компания «Ассистанс-экспресс» ушла с рынка.

Вообще, существующие при многих клиниках службы экстренной помощи, в период перемен оказываются в выигрышном положении. Их предстоящая реформа беспокоит лишь отчасти. Например, у заведующего отделением скорой медицинской помощи клиники «Медем» Ярослава Харенко нет сомнений в том, что его служба будет востребована при любых условиях, потому что она – часть большого стационара и имеет возможность оказывать «завершенную» медицинскую услугу. То есть не просто приехать к больному, оказать первую помощь и отвезти в стационар, а по необходимости взять анализы на дому, быстро получить результаты и рекомендовать лечение.

- Основное отличие нашей медицинской услуги, включающей экстренную помощь, в том, что на всех ее этапах обеспечивается преемственность: от выезда врача на дом до специализированного лечения в стационаре, – говорит Ярослав Харенко. - Врач «скорой» всегда на связи с узким специалистом, помощь которого требуется пациенту. Когда нужно быстро поставить диагноз, мы делаем это в течение часа.

Спокойствие, только спокойствие

В более сложном положении могут оказаться специализированные коммерческие службы «Скорой помощи». Их в городе четыре: «ЕМС», «КОРИС ассистанс», «Приоритет», «Петербургская неотложка». Но, по мнению генерального директора медицинской компании «Приоритет» Романа Топольскова, новые условия, в которых предстоит работать частным компаниям, не должны их пугать:

- Если все пойдет так, как планируется сегодня по программе модернизации, то у частных «скорых» все будет хорошо. Потому что в частных компаниях работают только врачебные бригады (врач + фельдшер), а для пациентов это главное. Они хотят, чтобы к ним приехал профессионал, который способен оказать необходимую помощь на месте и принять решение о госпитализации. Ну а что касается сервиса, при любых условиях у частной компании он будет выше. Поэтому наши клиенты, в том числе страховые компании (ДМС) будут обращаться к нам, как и прежде. Мы ведь не простая скоропомощная компания, а многопрофильное лечебно-диагностическое учреждение, спектр услуг которого включает 27 направлений, в том числе уникальных, а «Скорая помощь» – лишь одно из них.  

Безусловный лидер скоропомощного бизнеса – компания «КОРИС ассистанс». И ее руководитель Лев Авербах уверен, что уже сегодня следует начинать преобразования в системе оказания экстренной помощи, потому что конкурировать с государственной становится с каждым годом труднее. К тому же растет налоговое бремя, которое обещают снизить за счет освобождения от налога на прибыль. Но выросли налоги в этом году, а освободят от части этого бремени – только в следующем. Он предлагает ввести новые тарифы для страховых компаний на вызовы в праздники и в ночные часы, а также создать диспетчерские пункты в многопрофильных больницах для всех коммерческих скоропомощных служб.

Последнее предложение родилось как способ борьбы с конкурентными службами перевозки больных из клиник, которой занимаются сейчас компании-перевозчики, отбирая хлеб у специализированных бригад. Но другие компании относятся к этому предложению настороженно.

На вопрос, выживет ли коммерческая служба «Скорой помощи» Лев Авербах отвечает однозначно: «Выживет, хотя бы потому, что квалификация врачей коммерческих служб высокая, особенно, если сравнивать ее с квалификацией молодых специалистов, подготовка которых сегодня чрезвычайно слаба. Во-вторых, потребность в медицинской помощи и в экстренной в том числе, будет расти: у нас особенный город, население в котором неуклонно стареет. Ну, а кроме того, пройдут выборы, и все начинания Минздравсоцразвития могут кардинально поменяться».

Действительно, здравоохранение всегда было и остается политической разменной монетой. Но если оценивать его роль объективно, то все, что связано с этой отраслью, относится к сфере национальной безопасности. А она, как известно, стоит дорого, надо только радоваться тому, что государство, наконец, начало в нее вкладываться. И тут возможно развитие двух вариантов событий, которые «оба хуже».

Первый: деньги могут закончиться, и мы останемся с прожектами в виде программы модернизации. Второй: в медицину и дальше будут вкладываться колоссальные средства, без грамотного контроля за их использованием она превращается в «золотое дно», а коррупцию в нашей стране никто не отменял и вряд ли сможет отменить. Поэтому, сетуя на то, что для частной медицины настали не лучшие времена, представители частного бизнеса уверены, что все это временно.

- Да, ближайшие три года будет трудно, и в это время надо сохранить то равновесие, которого удалось достичь частным компаниям,– говорит генеральный директор медицинской компании «ЕМС» Татьяна Романюк. Лет через пять новые условия перестанут быть новыми и все стабилизируется. Переход к новым условиям объективно обусловлен, так как государство не способно к эффективному хозяйствованию. Недаром же за рубежом практически все медицинские учреждения – частные и работают они на условиях частно-государственного партнерства. Когда в нашей стране придет понимание необходимости в такой форме взаимодействия государства и медицинского бизнеса? Наверное, когда сменится несколько поколений.

Правда, Татьяне Романюк проще, чем иным руководителям скоропомощных компаний сохранять спокойствие и выдержку: несмотря на то что «ЕМС» начиналась, как первая в городе VIP-скорая, сегодня у нее на линии работают не только 2-3 бригады, но есть имногопрофильная клиника, оказывающая полный комплекс услуг. А такая форма медицинского бизнеса – в выигрышном положении.

Вези быстрей, извозчик

В Москве – около 40 частных компаний, оказывающих экстренную медицинскую помощь. Недавно там разгорелся скандал по поводу того, что на машинах частной «скорой» с включенной мигалкой возят VIP-клиентов на банкеты и в сауны. И вроде бы нарушения законодательства в этом нет, и наказать такую компанию невозможно. К счастью, в Петербурге до этого дело не доходит. Хотя бы потому, что частных «скорых» у нас немного и используются они по назначению. Впрочем, подвезти клиента до вокзала, если тот опаздывает на поезд, как признался один из моих собеседников, могут и согласиться. Что такое 4 тысячи рублей в час, если рушатся планы? А у такси мигалки нет. Но прецедент настораживает. Как бы частным компаниям, оказывающим частную экстренную помощь, не пришлось заниматься частным извозом в ожидании лучших времен.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть, Экстренная помощь

Нет комментариев Оставить комментарий

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

  • Клиника Меди-Эстетик
    Делала в этой клинике себе нос после несчастного случая. Мне восстановили форму и поправили перегородку. Сама клиника понравились, доктор тоже. Не...
    4.8 Отзыв от 18 октября 2017 09:01
    Читать дальше
  • Медицинские клиники "РАМИ"
    После родов появилось много растяжек, особенно на животе и ягодицах. Пробовала разные крема, эффект был совсем небольшой. Решилась на лазерную...
    4.8 Отзыв от 17 октября 2017 20:56
    Читать дальше
  • "Андромеда" на Ординарной
    Обращалась в стоматологию клиники Андромеда . Именно там вылечили свищ на десне, мне понравилась и клиника и доктор который мной занимался. А вся...
    5.0 Отзыв от 17 октября 2017 19:26
    Читать дальше
Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

×