Эксперт: Бюджет российского здравоохранения до 2017 года – полмиллиона смертей россиян

16:00, 20.10.2014 / Верcия для печати / 3 комментария

Бюджет здравоохранения, рассчитанный до 2017 года, некорректен по объему финансирования системы здравоохранения и по структуре расходов. Стране он обойдется в полмиллиона жизней россиян. Об этом заявила председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, д.м.н. Гузель Улумбекова.

Эксперт: Бюджет российского здравоохранения до 2017 года – полмиллиона смертей россиян
Фото: фото с clip.dn.ua
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, д.м.н. Гузель Улумбекова рассказала в интервью Pravda.ru о проблемах, которые заложены в бюджете здравоохранения в 2014-2017 годах.
 
О снижении продолжительности жизни и росте смертности
 
- Бюджет здравоохранения в сравнении с 2014 годом в следующем году не увеличится, если посчитать в постоянных ценах, то есть, с учетом инфляции. В доле валового внутреннего продукта (ВВП), расходы на здравоохранение будут падать: с 3,7% ВВП, которые были в 2013 году, до 3,5% в 2014 году и далее. Наверное, в 2015 и 2017 годах тоже будет около 3,5% . Может показаться, что ситуация останется на прежнем уровне. Но это не совсем так, потому что и по объему финансирования, и по структуре расходов бюджет здравоохранения некорректный, неверный.
 
 
Почему? С 2005 года, когда начался приоритетный национальный проект «Здоровье», а затем началась программа модернизации здравоохранения, было увеличено государственное финансирование здравоохранения, и расходы направлялись на приоритетные темы. С поэтапным увеличением финансирования улучшались показатели здоровья населения: с 67 лет в 2005 году ожидаемая продолжительность жизни россиян выросла почти до 71 года в 2013 году. Но сегодня появились серьезные риски ухудшения показателей здоровья в силу того, что финансирование здравоохранения не увеличивается, и нарастают базовые проблемы в здравоохранении. То есть коэффициент смертности будет расти. Например, в 2013 году он составил 13 случаев на 1000 населения в год, а за первое полугодие 2014 года этот показатель вырос до 13,3 случаев на 1000 населения. В 2018 году мы поставили задачу снизить коэффициент смертности до 12 случаев. А этого не произойдет в связи с фактическим сокращением финансирования медпомощи. Значит вместо того, чтобы снизить смертность, мы позволим людям, которые могли жить при оказании им своевременной помощи, умереть. А это - полмиллиона дополнительных смертей российских граждан. Такова цена бюджета до 2017 года.
 
О недостатке денег
 
Эксперты в области организации здравоохранения пытаются доказать Министерству здравоохранения, Минфину и правительству, что наше российское здравоохранение недофинансировано из государственных источников. Как следствие, мы имеем объемы бесплатной медицинской помощи в 3 раза меньше, чем в новых странах Евросоюза (Чехия, Венгрия, Польша или Словакия) с аналогичным нашему уровнем экономического развития, но долей расходов на здравоохранение – в 5,4% ВВП. Например, аортокоронарного шунтирования и стентирования мы делаем в 5 раз меньше, чем в этих странах. Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях за счет государственных средств, то есть по рецепту врача, у нас в 4,5 раза меньше.
 
Высокотехнологичными методами медицинской помощи мы обеспечены в 3 раза меньше, чем в этих же государствах, которые также экономически развиты, как и наша страна.
 
 
Главным лоббистом приоритетности финансирования медицины должно быть Министерство здравоохранения. Я вынуждена с сожалением сказать, что битву с Минфином министерство проиграло. Причем, проиграло еще в 2012 году, когда вышли очень правильные указы президента, направленные на увеличение качества и доступности медицинской помощи. Например, по одному из них средняя зарплата медработников должна увеличиваться в 2 раза по сравнению со средней заработной платой в экономике. И, собственно, на что это направленно? На то, что бы врачи получали достойную заработную плату и шли работать в отрасль. Но выполнение этих указов было полностью извращено. Министерство здравоохранения не смогло доказать правильную позицию и чтобы набрать денег на повышение оплаты труда, должны сокращаться объемы специализированной медицинской помощи, должны сокращаться койки. И в результате эти неправильные действия привели к тому, что за 2 последних года коечный фонд, и без того сегодня недостаточный в нашей стране, сократился на 5%. А некоторые регионы, например, Москва, делали это с маниакальной настойчивостью. На 15% сократилось число зданий в системе здравоохранения, медицинских учреждений, в которых пациенты могут лечиться. В первичном звене, несмотря на принятые меры, обеспеченность врачами уменьшилась на 8%, а объем платных медицинских услуг увеличился на 31%. Объемы бесплатной медицинской помощи снижаются. Вот к чему привело такое неправильное исполнение президентских указов. Возникает вопрос, не было ли целью уменьшение объемов бесплатной медицинской помощи для населения, и увеличение расходов на нее из кармана пациента. Открыто об этом, конечно, никто не говорит. 
 
 
С одной стороны, мы понимаем, что Минфин - это кошелек не только здравоохранения, но и других отраслей экономики. У него мало денег и, соответственно, сокращаются расходы. Но мы ни в коем случае не можем сокращать в нашей стране расходы на бесплатную медицину. Почему? Во-первых, тогда у нас будут ухудшаться показатели здоровья. Во-вторых, население у нас сегодня отдает на медицину из своего кармана уже больше, чем в развитых странах. Например, личные расходы населения на здравоохранение сейчас составляют более 30%, тогда как в экономически развитых странах эти расходы не более 20%. Ну а во-вторых, в РФ жители не так богаты, чтобы платить за бесплатную медицину. Более половины страны проживают на доходы меньше 15 тыс рублей в месяц. И по варианту социально-экономического развития, который также представлен Минэкономразвития в реальных ценах, то есть с учетом инфляции, доходы расти не будут, и платить за медпомощь из своего кармана люди не смогу. В условиях, когда государственных услуг мало, население будет отказываться от медпомощи, значит, будет тихо умирать. 
 
О сокращении сроков лечения
 
Сокращается время пребывания пациентов на койках - конечно, этого делать нельзя. В развитых странах во всей коечной структуре есть койки активного лечения, где пациент может находиться до 5-6 дней. А дальше, в зависимости от показаний, он поступает или на койки реабилитации, или на койки паллиативные, если есть такая необходимость, или возвращается в первичное звено под наблюдение врача. Но сегодня мы не можем сокращать ни койки, ни время пребывания пациентов на койках. Почему? Потому что коек реабилитации у нас в 4 раза меньше, чем в «старых» странах Евросоюза, коек паллиативного лечения в 15 раз меньше, а в первичном звене - дефицит кадров. Ни о каком патронаже или наблюдении пациентов на дому, которые недолеченными выписаны из стационара, и речи быть не может.
 
Руководство федерального министерства, к сожалению, не разобралось с проблемой и без боя отпустило распоряжения правительства, которые вынуждают сокращать объем и сроки оказания медпомощи. А это приводит к снижению доступности медпомощи.
 
О разрушении системы здравоохранения Москвы
 
Я уверена в том, что московское руководство здравоохранения в лице Леонида Михайловича Печатникова, который, видимо, насмотревшись фильмов «Доктор Хаус», съездив в Израиль и, не являясь грамотным организатором здравоохранения, буквально дестабилизировал фундамент московской системы здравоохранения безудержным сокращением коечного фонда. В Москве с доступностью врачебной помощи первичного звена ситуация еще хуже, чем в средней полосе России. Такая же ситуация с доступностью реабилитационных коек, как в средней полосе. Он не учел, что потоки пациентов, то есть число больных людей в Москве больше, чем в той же Германии. А соответственно и число коек должно быть больше, и число врачей должно быть больше.
 
Поток пациентов в государственной системе здравоохранения немножко нивелируется тем, что часть пациентов лечится не в московских клиниках, а в федеральных, ведомственных, частных. Но если говорить об обеспеченности коечного фонда в структуре нашей государственной системы здравоохранения и обеспеченности коечным фондом в Германии, то в Москве на 30% меньше коек, чем в той же Германии. А число пациентов с болезнями системы кровообращения, которые являются причиной более 50% смертей в структуре смертности, у нас в 2 раза выше, чем в той же Германии. 
К сожалению, вынуждена признать, что это все происходит при молчаливом согласии Министерства здравоохранения. С моей точки зрения в самое ближайшее время необходимо собрать комиссию по разбору той деятельности, которую учудил Леонид Михайлович Печатников в Москве. Потому что это неправильно, это не только грозит снижением доступности качественной медпомощи. Они Москву могут довести до социального взрыва, а это опасно. 
 
Сегодня остроту ситуации почувствовали наши врачи. Потому что они остались один на один с пациентом. Это им надо отказывать в госпитализации пациентам, это им надо отказывать в вызове скорой помощи, это они остаются один на один с пациентом и неправильными решениями. Врачи бьют тревогу и пишут письма не в защиту себя, не о повышении своей зарплаты, а в защиту своих пациентов. И наш мэр, Сергей Собянин должен собрать комиссию, которая разберет эту деятельность, Печатников должен немедленно подать в отставку, а в противном случае, тень упадет на самого мэра. 
 
О том, как спасти здравоохранение
 
У нас напряженный бюджет, поэтому я предлагаю два варианта развития здравоохранения. Первый -  это вариант-минимум: так называемый управленческий и бюджетный маневр, когда деньги с неприоритетных расходов, а именно, бесконечных строек и закупки дорогостоящего оборудования, а также деньги от оптимизации неэффективных расходов перенаправляются на кадровый потенциал, на ключевую проблему системы здравоохранения. То есть на ликвидацию дефицита кадров и повышение квалификации, поддержку вузовского образования в системе здравоохранения и, возможно, на лекарства в амбулаторных условиях для населения, если останется. При этом варианте мы будем просить очень небольшие деньги из федерального бюджета, не более 50 млрд. В этом случае мы можем остановить падение, распад отрасли, который нам сегодня грозит.   
 
Второй - базовая программа, она предусматривает рост финансирования других статей расходов в здравоохранении, в том числе с темпом роста заработной платы, которое заложено в указах президента. По этому базовому варианту расходы на здравоохранение должны достигнуть 5,4% ВВП, то есть, как в новых странах Евросоюза. Тогда у нас будет шанс улучшить показатели здоровья населения так, как указал президент, увеличив к 2018 году ожидаемую продолжительность жизни до 74 лет. 

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

3 комментария Оставить комментарий

Жонглирование и манипулирование фактами, как в цирке, чтобы поразить публику.
В серьезных изданиях рядом печатают другую точку зрения, например, ученого в области демографии. Но, скорее всего, нормальный специалист, не подгоняющий свои выводы под кадровые перемещения конкретных чиновников, или лоббирование "не более" 50 млрд, не посчитает возможным для себя опровергать весь этот сумбур.

Попробую наиболее кратко отреагировать.
1.Рекомендация ВОЗ для «развивающихся стран» не менее 7 % ВВП на здравоохранение. (Это речь совсем не о Европе).
2.Эффективности в отрасли (при достаточно высоких показателях здоровья населения) добилась небольшая Эстония, снизив количество коек на тысячу населения со среднесоюзных 10-12 до трёх (!!!), и при этом эксперты считают возможным достичь вскоре примерно двух. И это при возрастаюшем до европейского уровня финансирования и подготовки-переподготовки всех категорий медперсонала. А коечный фонд – главная составляющая расходов, в числе коих высококлассное диагностическое и иное медоборудование.
3.Ещё в 1985 году в проекте директив очередному съезду КПСС была зафиксирована потребность увеличить финансирование здравоохранения в 2,5-3 раза (тогда выделялолсь – вместе со спортом – лишь 2,3 %)
4.И решить острые проблемы без глубокой и вдумчивой интеграции в европейскую систему здравоохранения едва ли когда-либо удастся.

Чтобы спасти здравоохранение нужно , чтобы там человеки работали, а также проводили грамотное повышение квалификации врачей, а то не редкость, что в пустую проходят повышения квалификации , так как преподаватели так читают свои лекции... Кто-то на 10 листов и непонятно расскажет патогенез заболевания, а кто-то кратко и понятно, то есть выделяет самое главное и доступным языком и т.д.
Так учат иногда наших врачей, что каша в голове , а не знания и умения, и очень странно, что на разных базах одно и тоже дают, но по-разному, то есть совершенно противоположное, один преподаватель-врач : надо лечить сальмонеллу, другой преподаватель (на другой базе) не надо,уважаемые коллеги, лечить сальмонеллу и т.п. Уже дожили врачи, что бронхиальную астму дизовариальную лечат исключительно гормонами ( ГК), а не решают проблему совместно с гинекологами. Так учили значит на повышениях квалификации наших врачей.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.




Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Помогите «Доктору Питеру» узнать своего читателя

Все опросы




Нашли ошибку?

×