Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему в России не умеют сжигать медицинские отходы

Вопреки общемировой практике, перевозка медицинских отходов и производство по их обеззараживанию в России нелицензированы. В результате, недобросовестные компании складируют медицинские отходы на общие полигоны не обеззараженными. Об эпидемиологической и экологической опасности медотходов рассказал замдиректора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Василий Акимкин. 

26 сентября 2014
Почему в России не умеют сжигать медицинские отходы
Источник:
фото с caringheartsofpeedee.com

На заседание Высшего экологический совет (ВЭС) по поводу законодательного обеспечения обращения с медицинскими отходам были приглашены все заинтересованные ведомства и организации, а также законодатели. О проблемах, озвученных специалистами, рассказывает . 

 

«В настоящий момент проблема утилизации медицинских отходов не находит решения на законодательном уровне, - считает Василий Акимкин, - хотя количество медицинских отходов с каждым годом растет».

 

Только по официальным данным, с 2005 по 2011 год количество медицинских отходов увеличилось в 3 раза. В Москве количество отходов класса Б и В увеличилось за последние 5 лет на 50%, в Казани – на 50%, в Санкт-Петербурге – на 20%.

 

(Рейтинг самых грязных районов Петербурга смотрите здесь)

 

«При этом эпидемиологическая ситуация в стране особенно не изменилась, - подчеркнул эксперт. - Мы постоянно испытываем определенные угрозы. Только за последние годы у нас были заносы атипичной пневмонии, птичьего и свиного гриппа. Сегодня остается угроза заноса лихорадки Эбола. И если будет такой пациент, его надо обслуживать, поскольку у данной инфекции существуют все механизмы передачи. И это очень тревожная ситуация».

 

Особую озабоченность, по мнению специалиста, вызывает туберкулез. Сегодня по заболеваемости туберкулезом Россия находится на одном из первым мест в мире, а пункт 49 323-го ФЗ переводит туберкулез из класса опасности «А» в класс «Б», а в отношении классов «Б» и «В» в настоящее время действуют послабления. Хотя медицинские отходы классов «Б» и «В» представляют эпидемиологическую опасность, действующим законодательством жидкие медотходы класса Б (рвотные массы, мочу, фекалии) и аналогичные биологические жидкости больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации.

 

Это очень тревожный симптом, поскольку микобактерия туберкулеза является наиболее устойчивым микроорганизмом, который длительное время сохраняется во внешней среде.

 

«Мы много положили на то, чтобы обеспечить противотуберкулезную безопасность страны, - заявил Василий Акимкин. - Сегодня эта ситуация вышла за пределы регулирования, что на мой взгляд эпидемиолога и просто гражданина, недопустимо».

 

Вопреки общемировой практике, деятельность, связанная с перевозкой медицинских отходов, и производство по их обеззараживанию и обезвреживанию, сегодня в России нелицензированы. В результате, недобросовестные компании складируют медицинские отходы на общие полигоны не обеззараженными.

 

(Как пункт по сжиганию медотходов отравлял жизнь петербуржцев, читайте здесь)

 

По мнению эксперта, вопрос решается элементарно: фирма, которая занимается обезвреживанием медицинских отходов, должна предоставить потребителю или заказчику этой услуги квитанцию о том, что отходы обеззаражены - переданы в специализированное учреждение, и прошли там полный цикл обработки. У нас же зачастую происходит совсем другое: исполнитель взял деньги и уехал в неизвестном направлении.

 

«Подобная практика порождает те страшные ситуации, которые уже описаны в российском государстве, - считает Василий Акимкин. - У всех на памяти случай, когда во Владивостоке дети нашли в мусорном контейнере оспенную вакцину. В городе Чудово Новгородской области, дети нашли в песочнице шприцы, которые попали туда из отвалов».

 

По мнению эксперта, эта ситуация требует немедленного решения со стороны законодателей. Хотя российские санитарные правила гармонизированы и ничем не отличаются от западных требований, чтобы деятельность по утилизации медицинских отходов была легальной и правильной, за этой деятельностью должен быть надзор, поскольку речь идет о здоровье населения.

 

В настоящее время перед Москвой и Московской областью стоит колоссальная проблема бытовых отходов – в Подмосковье больше нет полигонов. Остается либо вывозить их на другие территории, либо сжигать. При этом речь идет о нормальном сжигании с догоростоящими системами газоочистки. Но у нас сегодня нет таких заводов. Из имеющихся мусоросжигающих предприятий никто не возьмет медицинские отходы по целому ряду причин.

 

Медицинские отходы кардинально отличаются от твердых бытовых отходов, и не только по эпидемиологической опасности, которая в 1000 раз превосходит обсемененность бытовых отходов. Если в конце 1990-х годов удельный вес полимерно-пластических материалов в медицинских отходах составлял 5%, то сегодня он доходит до 15-20%, а в ряде ситуаций – до 30%. Отходы класса «Б» высокотехнологичных медицинских учреждений в ряде случаев на 50% состоят из полимерно-пластических материалов, которые при термической обработке превращаются в диоксиды и фураны в чистом виде, если нет хорошей газовой очистки.

 

(Сколько тонн медицинских отходов сжигают в Петербурге каждый день, узнайте здесь)

 

«Сегодня позицию законодательного регулирования надо разделить на два этапа, - считает Василий Акимкин. - Первый этап должен включать регулирование системы обеззараживания медицинских отходов до вывоза их из лечебных учреждений, ответственность за который должна нести медицинская организация. Второй этап, связанный с транспортировкой медицинских отходов за пределы медучреждений, должны курировать муниципалитеты, Роспотребнадзор и Росприроднадзор, и может быть, еще какие-то ведомства».

 

При этом, по мнению эксперта, должны быть четко разделены финансовые потоки. Необходимо законодательно прописать, кто финансирует все этапы утилизации медицинских отходов и кто контролирует эту работу на уровне муниципалитета, региона и субъекта Российской Федерации.

«Сегодня ни один регион, ни один крупный мегаполис не могут продемонстрировать полной отлаженной системы обращения с медицинскими отходами, - заключил Василий Акимкин. – хотя проблема крайне остра и ее необходимо незамедлительно решать».