Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сдай батарейку

В Петербурге год от года растет количество экологически опасного мусора. Пытаясь хоть как-то нормализировать экологическую ситуацию, власти отправили на улицы города два микроавтобуса-экомобиля, призванные собирать у петербуржцев лампочки, батарейки и прочую дрянь, которая, попадая в мусоропровод, наносит природе необратимый вред. Насколько эффективен такой способ борьбы с этими специфическими загрязнениями?

2 марта 20111
Сдай батарейку
Источник:
фото с egoshin.bestpersons.ru

18 часов. Неподалеку от Каменноостровского проспекта стоит небольшой белый микроавтобус с надписью «Экомобиль». Рядом, несмотря на позднее время и холод, небольшая – человек пять – очередь. Это – самые сознательные граждане, не поленившиеся собрать дома экологически опасный мусор и приехать его сдать. Причем если некоторые из ответственных горожан работают неподалеку, то другим, чтобы добраться до заветного микроавтобуса, пришлось проехать несколько станций метро.

- Дорога – это не страшно, - улыбается 24-летняя Ольга, потратившая время, чтобы отдать в экомобиль 4 использованные пальчиковые батарейки и одну перегоревшую лампочку, - зато я сделала доброе дело и не испортила экологию города.

По словам Ольги, возобновления экорейсов она ждала уже несколько недель. В прошлом году, говорит, «ловила» экомобиль регулярно. Потом он перестал приезжать. И вот несколько дней назад из объявления в метро Ольга узнала, что экомобиль снова «выходит на охоту».

- А не проще выбросить лампочки в мусоропровод? – спрашиваю у двух молодых девушек, пришедших сдать несколько энергосберегающих ламп.

- Нет, конечно. Если каждый выбросит хотя бы по одной лампочке, что с природой произойдет? Мы хотим дышать чистым воздухом.

Тем временем подтягивается народ – возвращающиеся с работы люди делают небольшой крюк, чтобы отдать экологам свой мусор. Больше всего, конечно, сдают батареек и энергосберегающих лампочек, но попадается и «улов» посерьезнее. Один из работающих неподалеку мужчин принес сразу 6 люминесцентных ламп. Другой приволок старый принтер. А проходившая мимо девушка небрежным жестом протянула принимающему мусор инспектору медицинский градусник.

По словам пресс-секретаря Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Елены Малышевой, впервые экомобиль выпустили на городские улицы в прошлом году. Это был пилотный, экспериментальный проект. И он себя настолько оправдал, что в этом году экологически опасный мусор собирают уже два микроавтобуса.

- Их будет достаточно, - считает Елена Малышева, - люди, желающие сдать экологически опасный мусор, просто будут собирать его, а затем относить на ближайшую к их дому или работе стоянку экомобиля.

По ее словам, петербуржцы охотно участвуют в программе сдачи опасного мусора. За прошлый год экомобилю удалось собрать более пяти тысяч различных ламп, шестнадцать с лишним тысяч использованных батареек, больше тысячи термометров… А общий вес собранных в 2010 году аккумуляторов от сотовых телефонов составил почти три с половиной килограмма.

Два часа чистоты

Экомобили работают всего два часа в день. С 18.00 до 20.30, один раз меняя место дислокации. Это время считается наиболее «ходовым» - предполагается, что идущие с работы петербуржцы как раз успеют застать экомобиль и сдать ему свой, предусмотрительно захваченный утром из дома мусор.

По выходным и праздникам экомобили стоят по часу в шести точках. На одно и то же место они приезжают примерно раз в три недели.

График стоянок экомобилей с 2 по 6 марта

Адрес стоянки

Дата стоянки

Время стоянки

ул. Коллонтай, д. 41

2 марта

18.00-19.00

ул. Савушкина, д. 141

2 марта

18.00-19.00

ул. Латышских Стрелков, д. 11, корп. 4

2 марта

19.30-20.30

Богатырский пр., д. 41

2 марта

19.30-20.30

ул. Авиаконструкторов, д. 8, корп. 1

3 марта

18.00-19.00

ул. Планерная, д. 49

3 марта

19.30-20.30

Земский пер., д. 7

3 марта

21.00-22.00

Большой Казачий пер., д. 12

4 марта

18.00-19.00

Малая Посадская ул., д. 8

4 марта

18.00-19.00

ул. Егорова, д. 16

4 марта

19.30-20.30

ул. Мира, д. 1, корп. 17

4 марта

19.30-20.30

наб. реки Фонтанки, д. 91

5 марта

18.00-19.00

ул. Льва Толстого, д. 7

5 марта

18.00-19.00

Конногвардейский бул., д. 6

5 марта

19.30-20.30

Гатчинская ул., д. 18

5 марта

19.30-20.30

ул. Володи Ермака, д. 9/11

6 марта

9.00-10.00

Большая Зеленина ул., д. 16

6 марта

9.00-10.00

Нарвский пр., д. 16

6 марта

10.30-11.30

ул. Большая Пушкарская, д. 1

6 марта

10.30-11.30

пр. Стачек, д. 14

6 марта

12.00-13.00

ул. Наличная, д. 49

6 марта

12.00-13.00

Канонерский остров, д. 11

6 марта

13.30-14.30

ул. Кораблестроителей, д. 21, корпус 1

6 марта

13.30-14.30

пр. Стачек, д. 57

6 марта

15.00-16.00

ул. Шевченко, 29

6 марта

15.00-16.00

пр. Стачек, д. 105, корп. 4

6 марта

16.30-17.30

12-я линия В. О., д. 7

6 марта

16.30-17.3

Самый раковый город России

- Это смешно! – улыбается председатель правления Санкт-Петербургского Экологического союза Семен Гордышевский. – Экомобиль – это просто пыль в глаза. Чтобы собрать экологически опасный мусор в городе не хватит не то, что двух экомобилей, но даже двух десятков. Посмотрите его график. Предположим, у вас сели батарейки или лампочка и вы что, вы будете ждать экомобиль почти месяц? Нет, конечно. Вы пойдете и выбросите их в мусоропровод.

- Комитет по природопользованию утверждает, что в прошлом году экомобилю удалось собрать примерно 16 тысяч батареек…

- Давайте посчитаем. Сколько батареек в год использует человек? Примерно 10 штук. В городе живет 4,5 миллиона человек. Это 45 миллионов батареек! А собрать удалось 16 тысяч. Это же мизер! Я считаю, что сбор опасных отходов в Петербурге совершенно не налажен. Какой-то процент мусора собирают в госучреждениях – слава богу, они обязаны сдавать все использованные лампочки и вышедшую из строя технику. В частном же секторе сбор экологически опасного мусора просто на нуле. Почти весь этот мусор поступает на свалку, а оттуда – в окружающую среду.

- Какой мусор можно отнести к категории «опасные отходы»?

- Прежде всего, это, конечно, батарейки и лампочки. Кроме того, опасна вышедшая из строя бытовая техника и электроника – в ней содержатся тяжелые металлы и их сплавы. И, разумеется, бытовые химические отходы, особенно с содержанием хлора: отбеливатели, моющие, чистящие средства. Например, отбеливатели или средства по очистке унитазов и раковин содержат хлор. Даже в опустевшей бутылке он остается на стенках. Этот хлор поступит в окружающую среду.

Химические отходы опасны даже не тем, что отправляются в мусор, а тем, что попадают в канализацию. Они отправляются на очистные сооружения, и все, что там улавливается – сжигается. Петербург – единственный в России город, сжигающий канализационные отходы. Но хлор же при испарении вступает в реакцию с органическими веществами и образует стойкие органические загрязнители – самые опасные для нашего здоровья. Не разлагаясь, они попадают из воздуха в воду, затем в почву. Из почвы – в траву, которую едят животные. И все это время загрязнители активны. Молоко, которое дает наевшаяся загрязненной травы корова, уже содержит загрязнители.

- А потом мы удивляемся, что у петербуржцев слабое здоровье…

- Не просто слабое! Плохой экологической обстановке мы обязаны целым рядом респираторных заболеваний, астмами, онкологией… Петербург – столица России по смертности от онкологических заболеваний. Согласно статданным, от рака у нас ежегодно умирает более 12 тысяч человек. А сколько заболевают? Сколько становятся инвалидами? По инвалидности, кстати, мы тоже лидируем. Та же статистика показывает, что из 1000 россиян инвалидами являются 92 человека. В Москве эта цифра немного выше – 94 человека. А Петербурге 149 инвалидов на 1000 человек! И все это – экология.

Инвестиции  в мусор

- Что же делать?

-  Реальная мера, которая может помочь – организация сети приемных пунктов опасных отходов. Эти пункты, разумеется, должны быть в шаговой доступности, чтобы люди могли легко к ним добраться и в любой день сдать свои батарейки, лампочки и пустые бутылки из-под бытовой химии. И было бы хорошо за эти отходы людям платить – хотя бы 20 процентов от их стоимости. Ведь это сырье, которое потом можно пустить на переработку. Эти же пункты могут принимать и остальное вторичное сырье: использованную бумагу, пустые банки, пластиковую упаковку. Кстати, перерабатывать можно до 90 процентов мусора. За последние годы качество мусора существенно изменилось. Раньше люди много выбрасывали пищевых отходов. Сегодня  более 50 процентов мусора – это пластик: пакеты, упаковки. Продукты сегодня почти никто не выбрасывает. 

Можно, конечно, организовать раздельный сбор мусора, как в Европе. Но европейцы к  этому привыкли, а россияне – пока нет, они не настолько ответственны. Если же люди будут знать, что за сданный полезный мусор можно получить пусть небольшие, но деньги, причем, недалеко -  я вас уверяю, они понесут отходы в пункты приема.

- Но ведь это немалые затраты…

- Это инвестиции. Собранный мусор потом можно продавать на перерабатывающие заводы – ведь это, повторюсь, сырье. Кроме того, это экономия на лечении людей. Если грамотно организовать сбор экологически опасных отходов, число онкобольных начнет снижаться уже через 3-4 года. Соответственно, ниже станет и  смертность. А ценность человеческой жизни огромна – и не только в моральном, но и в материальном плане. Всемирная организация здравоохранения подсчитала, что среднестатистический американец, к примеру, стоит 7,5 миллионов долларов. Это – стоимость продукции, которую он может произвести в течение своей жизни, минус затраты на его питание, образование и одежду. Россиянин стоит всего 1,5 миллиона долларов. Но это тоже огромные деньги.

Источник: Татьяна Песина, mk-piter.ru